В скандале с жильем для сирот в Сотниково появились новые подробности
Строительство домов велось на опасной территории птицефабрики
Текст: Газета
В истории с уголовным делом в отношении строительства домов для переселения детей-сирот появились новые подробности.
Стали известны результаты строительной экспертизы ООО «Аина», которое выдало заключение о непригодности проживания в нескольких квартирах жилого поселка Молодежный, расположенного в п. Сотниково на ул. Владимирской и Ольхонской. Напомним, что именно эти дома, бесплатно выделенные в рамках республиканской программы покупки жилья для детей-сирот, наиболее пострадали от ливня, случившегося в июле прошлого года. Что привело к подмыву фундаментов домов и впоследствии к обвинениям застройщика в некачественном строительстве.
33 квадрата
Напомним, что в декабре 2018 года в отношении замминистра Минстроя Бурятии Сергея Рыбальченко и застройщика Сергея Домшоева были возбуждены уголовные дела. Первого подозревают по ч. 3 ст. 286 УК РФ («превышение должностных полномочий»). Второго в том, что он похитил все 195 млн рублей, выделенных из бюджета на строительства поселка. Как это физически было возможно провернуть при построенном несколько лет назад и принятом всеми комиссиями жилом поселке - совершенно непонятно.
Впрочем, здесь больше вопросов возникает даже не к Рыбальченко и Домшоеву, которые являются классическими стрелочниками в чужой политической игре. А к тому, почему предыдущее правительство Бурятии и Народный Хурал настолько безграмотно подошли к решению важнейшего вопроса обеспечения детей-сирот жильем? Власть имущие не увеличили чрезвычайно низкий бурятский стандарт предоставления сиротам собственного жилья (24 квадрата). Хотя бы до 33 метров, как в Иркутске, где подобных проблем с сиротскими домами не существует.
Дело в том, что те самые 33 квадратных метра являются типовым метражом для самых массовых строек региона. Выдавая эти метры в строящихся домах и «смешивая» сирот с обычными дольщиками, власти республики, с одной стороны, прекратили бы порочную практику создания в Бурятии отдельных социальных «гетто» и внедряли бы сирот в обычную среду. А также решили бы проблему очередей, ведь массовая застройка при необходимой бюджетной подпитке кардинально сказалось бы на сокращении числа нуждающихся сирот-очередников. Которых к 2014 году насчитывалось 2200 человек.
Однако, судя по всему, не желая выделять из республиканского бюджета дополнительные ассигнования к федеральной программе на увеличение стандарта и стоимости приобретаемого сиротам жилья, власти региона заставили застройщиков изворачиваться и строить самые настоящие «курятники». Дома из пенобетона, внешне напоминающие обычные сельские избы: лишь бы втиснуться в прокрустово ложе жестких бурятских стандартов по метражу и стоимости, которая составляла на тот период около 900 тыс. рублей. За эти деньги что-либо нормальное построить было решительно невозможно.
Сэкономили на сиротах
Говорят, что эта ситуация не была неожиданностью для куратора реализации программы - тогдашнего первого заместителя председателя правительства РБ Иннокентия Егорова. Однако последний явно не горел желанием выделять дополнительные ассигнования из бюджета РБ на выполнение федеральной программы, выйдя с соответствующей просьбой в Народный Хурал. Просто было решено формально отчитаться перед федеральным центром за освоение федеральных средств и сокращение очередей сирот. В результате получили то, что получили. Ужасное качество строительства и сидящих в СИЗО и под домашним арестом исполнителей. Напомним, что в других регионах подобное очковтирательство регионалы себе не позволяли.
Впрочем, чиновники надеялись, что, авось, пронесет. Но стихия, как выяснилось позже, сыграла с построенными домами злую шутку. В частности, была совершена непоправимая ошибка с выбором загрязненного и отягощенного старыми строениями земельного участка. Ранее, напомним, под строительство поселка для сирот предлагался большой земельный участок в районе с. Исток. Наши источники уверяют, что земельный участок под застройку предлагал Сергею Домшоеву тогда еще обычный политолог, а ныне депутат Госдумы Николай Будуев.
Защита от аммиака
- Земельный участок был оформлен на одного, как говорят, родственника Будуева, и Сергей Домшоев, в принципе, был готов купить его по предложенной цене, поскольку он полностью соответствовал проекту, - сообщил «Номер один» информированный источник. – Однако возник вопрос с оформлением документов на землю, поскольку у продавцов к этому моменту не сложились отношения с городом и узаконить его в срок было проблематично.
В результате застройщик был вынужден остановиться на самом дешевом и худшем варианте – строить поселок на месте бывшей Сотниковской птицефабрики. И когда строители начали копать фундаменты, выяснилось, что внизу два мощных забетонированных слоя, которые ограждали землю от помета и аммиака содержащихся на птицефабрике кур.
- Пришлось привлекать специализированную тяжелую технику компании «Бест-плюс», долбить бетон, что вызвало удорожание проекта, - продолжает источник. – Причем выдолбленные остатки бетона и арматуру потом закопали на этом же участке, а на них построили дома.
В результате с помпой построенный в 2016 году поселок более-менее пережил две зимы без особых замечаний, а те, которые и возникали, устранялись застройщиком. Однако мощный ливень, случившийся 20 июля 2018 года, вызвал подтопление поселка сходящими по склону осадками. И те места, под которыми произошло захоронение бетонных остатков, дали сильную просадку. Соответственно, под фундаменты пошла вода и зимой в этих домах появилась сырость с последующими жалобами жильцов.
Дальше тема привлекала внимание СМИ, а затем к процессу подключились и правоохранительные органы.
Таким образом, в корне возникшего в Бурятии скандала возникло не желание застройщика и замминистра что-то там украсть на сиротской стройке (воровать там, по сути, было нечего), а банальное нежелание региональных властей того периода создать сиротам человеческие условия проживания. И это нежелание было подкреплено соответствующим мизерным финансированием из бюджета Бурятии.
Власти избрали тактику скорейшего строительства дешевых одноразовых домов, формального освоения федеральных средств с целью отрапортовать перед Москвой о выполнении «майских указов» российского президента.
Дмитрий Родионов, «Номер один»
Фото: «Номер один»
Теги
Общество