Общество
09.01.2022 в 05:09
В Бурятии рождественское чудо произошло в буддийском дацане
Буддисты России обрели 115 старинных танка – буддийских икон-свитков
Текст: Номер один

Пятнадцать старинных буддийских танка (икон, нарисованных на ткани) найдены в Бурятии при перетяжке других икон багетной мастерской «Джоконда». Они находились внутри рамок, которые поступили в мастерскую из Сахюусан дугана центра российского буддизма - Иволгинского дацана (монастыря), сообщили в его пресс-службе.
«Летом и осенью 2021 года в Иволгинском дацане шла большая реставрация Сахюусан дугана. Однажды после молебна, посвящённого защитникам дацана, ширээтэ лама (настоятель) Аюр Цырендылыков сказал своим помощникам: «Сахюусан дуган стал старый, пол неровный, надо бы его переложить». Сказано - сделано. Но когда начали вскрывать пол, оказалось, что под ним всё прогнило, – рассказывает пресс-секретарь дацана Алла Намсараева. - Тогда ламы решили, что надо переложить пол, укрепить стены, в общем, полностью обновить храм. Реставрация, превратившаяся в большой ремонт дугана, продлилась 3-4 месяца, всё это время все статуи, танка с алтаря и стен находились в Деважин дугане, где и проходили ежедневно молебны в честь сахюусанов - дхармапал (санскрит) - то есть хранителей дацана. После окончании работ ламы стали переносить статуи назад, а вот 37 танка в старых деревянных рамах как-то не подходили к новым стенам. На этих танка изображены разные моменты из жизни Будды Шакьямуни, 16 архатов и другие божества. Жаргал Гомбоев, ехэ гэсхы лама Жаргал Гомбоев (главный лама, ответственный за дисциплину, заместитель ширээтэ ламы) предложил оформить танка по-современному, в новые лёгкие рамы».
Иволгинский дацан уже не один раз обращался за рамами и оформлением танка и картин в багетную мастерскую «Джоконда» в Улан-Удэ. Вот и сейчас Жаргал лама отвёз 37 танка в мастерскую 6 января, а на следующий день туда приехал и ширээтэ лама со своей личной танка, которую ему подарил учитель в Индии и для которой он тоже решил сменить обрамление.
Владимир Тимофеев, основатель багетной мастерской «Джоконда», и его сын Дмитрий, руководитель мастерской, встретили Аюр ламу и таинственно пообещали «что-то такооое показать!».
Выяснилось, что накануне, когда начали вскрывать старые рамы, три из них оказались «с секретом»: внутри находилась не одна танка, а несколько, и не 2-3, а примерно по 30 в каждой. Как сказал Владимир Тимофеев – «рождественский сюрприз».
А 8 января в багетной мастерской руководители Иволгинского дацана собрались широким кругом. Священнослужители осмотрели каждую танка и бар (ткани с печатными оттисками), они оказались разными по формату и явно разных авторов. Кто и когда заложил их туда, вероятнее всего охраняя, таким образом, вероятно, от советской власти, остается неизвестным.
Некий намёк на ответ должна была дать обложка журнала «Индия», но на ней нет ни номера, ни года выпуска. Из интернета можно узнать, что этот журнал посольство Индии в СССР начало издавать ежеквартально с 1964 года. Другая зацепка - год открытия Сахюусан дугана - 1986 год. Но, с другой стороны, танка в рамки могли быть заложены и раньше.
По оценкам Чимит ламы, найденные танка написаны примерно в конце XIX - начале XX веков. Ламы и владельцы мастерской вместе пересчитали танка - их оказалось 115. Владимир Тимофеев предложил ламам оставить одну из буддийских икон ему на временное хранение, а он за это время красиво оформит эту танка, и она повисит на стене в «Джоконде». Аюр лама выбрал изображение Будды будущего Майтреи, сказав, что это символично, если Будда грядущего Майдари будет находиться какое-то время в мастерской. Также ширээтэ лама поблагодарил Владимира и Дмитрия Тимофеевых, прежде всего, за честность в работе и за скидку, которую багетная мастерская дала Иволгинскому дацану как религиозной организации при оформлении заказа.
Дмитрий Тимофеев отметил, что такой случай с обнаружением более сотни исторических буддийских икон, у них происходит впервые, хотя интересные моменты в работе бывали: например, однажды лик святого Серафима Саровского как бы «отпечатался» от иконы на стекле, которое прилегало к изображению.
Аюр лама Цырендылыков сказал: «Такие события не случайны, в том числе для вас. Для этого надо, чтобы пришло время и условие. Мы ведь могли бы в любую другую мастерскую это отдать, а привезли к вам. Значит, время наступило, и условие было создано. А ещё это значит, что вы хорошие и отзывчивые люди, к плохим людям мы не будем приходить. От всего Иволгинского дацана желаем вашей мастерской процветания!».
Также ширээтэ лама вспомнил, что для Иволгинского дацана это уже не первый случай, когда старинные предметы культа возвращаются в храм. В 2017 году в министерстве культуры России Иволгинскому дацану были переданы две исторические статуи божеств, которые таможенные органы и сотрудники ФСБ задержали на границе, когда статуи пытались вывезти для продажи.
Пока не решено, где и как в Иволгинском дацане будут размещены обретенные танка. Возможно, некоторые из них появятся на стенах возводимого нового соборного храма - Согчен дугана. Пока же ламы, поблагодарив семью Тимофеевых, повезли 114 обнаруженных изображений божеств в дацан для составления подробной описи. А Будда будущего Майтрея на некоторое время поселился в «Джоконде».
Фото: пресс-служба Иволгинского дацана
«Летом и осенью 2021 года в Иволгинском дацане шла большая реставрация Сахюусан дугана. Однажды после молебна, посвящённого защитникам дацана, ширээтэ лама (настоятель) Аюр Цырендылыков сказал своим помощникам: «Сахюусан дуган стал старый, пол неровный, надо бы его переложить». Сказано - сделано. Но когда начали вскрывать пол, оказалось, что под ним всё прогнило, – рассказывает пресс-секретарь дацана Алла Намсараева. - Тогда ламы решили, что надо переложить пол, укрепить стены, в общем, полностью обновить храм. Реставрация, превратившаяся в большой ремонт дугана, продлилась 3-4 месяца, всё это время все статуи, танка с алтаря и стен находились в Деважин дугане, где и проходили ежедневно молебны в честь сахюусанов - дхармапал (санскрит) - то есть хранителей дацана. После окончании работ ламы стали переносить статуи назад, а вот 37 танка в старых деревянных рамах как-то не подходили к новым стенам. На этих танка изображены разные моменты из жизни Будды Шакьямуни, 16 архатов и другие божества. Жаргал Гомбоев, ехэ гэсхы лама Жаргал Гомбоев (главный лама, ответственный за дисциплину, заместитель ширээтэ ламы) предложил оформить танка по-современному, в новые лёгкие рамы».
Иволгинский дацан уже не один раз обращался за рамами и оформлением танка и картин в багетную мастерскую «Джоконда» в Улан-Удэ. Вот и сейчас Жаргал лама отвёз 37 танка в мастерскую 6 января, а на следующий день туда приехал и ширээтэ лама со своей личной танка, которую ему подарил учитель в Индии и для которой он тоже решил сменить обрамление.
Владимир Тимофеев, основатель багетной мастерской «Джоконда», и его сын Дмитрий, руководитель мастерской, встретили Аюр ламу и таинственно пообещали «что-то такооое показать!».
Выяснилось, что накануне, когда начали вскрывать старые рамы, три из них оказались «с секретом»: внутри находилась не одна танка, а несколько, и не 2-3, а примерно по 30 в каждой. Как сказал Владимир Тимофеев – «рождественский сюрприз».
А 8 января в багетной мастерской руководители Иволгинского дацана собрались широким кругом. Священнослужители осмотрели каждую танка и бар (ткани с печатными оттисками), они оказались разными по формату и явно разных авторов. Кто и когда заложил их туда, вероятнее всего охраняя, таким образом, вероятно, от советской власти, остается неизвестным.
Некий намёк на ответ должна была дать обложка журнала «Индия», но на ней нет ни номера, ни года выпуска. Из интернета можно узнать, что этот журнал посольство Индии в СССР начало издавать ежеквартально с 1964 года. Другая зацепка - год открытия Сахюусан дугана - 1986 год. Но, с другой стороны, танка в рамки могли быть заложены и раньше.
По оценкам Чимит ламы, найденные танка написаны примерно в конце XIX - начале XX веков. Ламы и владельцы мастерской вместе пересчитали танка - их оказалось 115. Владимир Тимофеев предложил ламам оставить одну из буддийских икон ему на временное хранение, а он за это время красиво оформит эту танка, и она повисит на стене в «Джоконде». Аюр лама выбрал изображение Будды будущего Майтреи, сказав, что это символично, если Будда грядущего Майдари будет находиться какое-то время в мастерской. Также ширээтэ лама поблагодарил Владимира и Дмитрия Тимофеевых, прежде всего, за честность в работе и за скидку, которую багетная мастерская дала Иволгинскому дацану как религиозной организации при оформлении заказа.
Дмитрий Тимофеев отметил, что такой случай с обнаружением более сотни исторических буддийских икон, у них происходит впервые, хотя интересные моменты в работе бывали: например, однажды лик святого Серафима Саровского как бы «отпечатался» от иконы на стекле, которое прилегало к изображению.
Аюр лама Цырендылыков сказал: «Такие события не случайны, в том числе для вас. Для этого надо, чтобы пришло время и условие. Мы ведь могли бы в любую другую мастерскую это отдать, а привезли к вам. Значит, время наступило, и условие было создано. А ещё это значит, что вы хорошие и отзывчивые люди, к плохим людям мы не будем приходить. От всего Иволгинского дацана желаем вашей мастерской процветания!».
Также ширээтэ лама вспомнил, что для Иволгинского дацана это уже не первый случай, когда старинные предметы культа возвращаются в храм. В 2017 году в министерстве культуры России Иволгинскому дацану были переданы две исторические статуи божеств, которые таможенные органы и сотрудники ФСБ задержали на границе, когда статуи пытались вывезти для продажи.
Пока не решено, где и как в Иволгинском дацане будут размещены обретенные танка. Возможно, некоторые из них появятся на стенах возводимого нового соборного храма - Согчен дугана. Пока же ламы, поблагодарив семью Тимофеевых, повезли 114 обнаруженных изображений божеств в дацан для составления подробной описи. А Будда будущего Майтрея на некоторое время поселился в «Джоконде».
Фото: пресс-служба Иволгинского дацана