Общество 12.02.2022 в 07:00

В Бурятию вернулась эпоха «большого драпа»

Миграционные процессы в регионе оказались на уровне «лихих» 90-х
A- A+
В Бурятию вернулась эпоха «большого драпа»
pixabay.com
С 1990 года из Бурятии уехали 433,1 тыс. человек. Эта цифра практически равна населению Улан-Удэ. 

«Драпают» из республики целыми семьями. До недавнего времени с экрана телевизора всех, конечно, заверяли, что жизнь налаживается. Но люди предпочитают оценивать положение, глядя на то, что окружает непосредственно их. Как отмечает бурятский социолог, доктор социологических наук Юлия Бюраева, изучившая эту проблему, за 30 лет (1990 - 2020 гг.) республика потеряла 9% от среднегодовой численности населения на 2020 год.

Миграция бывает за границы республики и внутри нее. Научное исследование, проведенное Бюраевой, еще раз подчеркнуло, что основу контингента, пакующего чемоданы, составляют люди трудоспособного возраста и зачастую высокой квалификации. «Номер один» поговорил с социологом о тяжелой миграционной картине.

Вернулись в «лихие» 90-е

- Юлия Григорьевна, миграционная картина имела негативный характер все 30 лет?

- В эти годы механическое движение населения республики имело строго отрицательный тренд. За исключением трех лет, когда наблюдался незначительный миграционный прирост.

Так, в последнее десятилетие максимум миграционной убыли  отмечен в 2018 году (минус 4,7 промилле). В 2019 году  официально зарегистрирован небольшой прирост, обусловленный притоком рабочей силы из КНР, Узбекистана и Кыргызстана.

Но в 2020 году мы вновь увидели отрицательное сальдо миграции, несмотря на ограничительные карантинные меры. В связи с этим итоги 2019 года пока могут расцениваться исключительно как малозначащий эпизод.

Миграционный приток, а также естественный прирост населения Бурятии не смогли принципиально изменить ситуацию. Местное население продолжает уезжать, трудовые мигранты, не найдя особых бонусов, также покидают республику по окончании контракта. Прирост населения Бурятии обеспечивается естественными факторами – превышением рождаемости над смертностью.

- Считается, что в Америке население очень мобильно, люди готовы ехать за лучшей жизнью, работой в другой город, штат. Не то что у нас…

- Если сравнить миграционную подвижность населения Бурятии и других регионов России, то в нашей республике она высока. В последние годы перед пандемией COVID-19, то есть в 2015 - 2019 гг., по коэффициенту среднегодового миграционного оборота Бурятия находилась на четвертом месте в ДФО и на 14-м -  в РФ.

В последние десять лет миграционный оборот характеризуется ежегодным ростом до уровня начала 1990-х. Исключением стали 2017-й  (из-за падения внутриреспубликанских потоков) и 2020 годы (из-за ковидных ограничений).

Бурятия – регион-«головастик»

- В 1990-е гг. количество «внешних» и «внутриреспубликанских» миграций было почти равным. Но после 2000 года основу миграции стали составлять нарастающие «внутриреспубликанские» переезды. В 2015 - 2019 гг. они вообще составляли 65% миграционных перемещений - самый высокий процент в ДФО и один из самых высоких в РФ.

В 2010-е гг. миграционный отток из районов республики усилился по сравнению с 2000 годом вдвое. Причиной этому стало ухудшение положения в сельской местности: безработица и другие социальные проблемы. Максимальный коэффициент миграционной убыли  в Муйском районе  в среднем - 42,1 промилле в год при среднем по районам Бурятии - 15,2.

 «Внутриреспубликанский» сегмент миграции имеет четко выраженный центростремительный характер. В Улан-Удэ и трех сельских районах, прилегающих к столице республики, обосновывается около 60% уехавших из сел и поселков республики. Бурятия превратилась в моноурбанизированный регион. При сохранении настоящих тенденций активной миграционной подвижности сельского населения роль моноцентра в региональной системе расселения будет усиливаться. Это грозит обезлюдением обширной сельской территории.

Куда еще едем? 

- Каковы итоги межрегиональной миграции? Куда уезжают жители республики?

- В целом межрегиональный обмен нерезультативен для нашей республики. В 2015 - 2019 гг. в среднем на 1000 прибывших приходилось 1227 убывших.

Наибольший валовый обмен населением (уехавшие+прибывшие) у республики идет с Сибирью и Дальним Востоком. Если говорить об оттоке туда, то наибольший происходит в Иркутскую область, Красноярский край, Новосибирскую и Томскую области. Это экономически развитые регионы с более высоким уровнем человеческого капитала.

Вообще, в течение 30 исследуемых лет наша республика постоянно оказывалась в проигрыше при обмене мигрантами почти со всеми федеральными округами РФ. Исключение составляет ДФО, в основном за счет соседнего Забайкальского края.

- С Забкраем миграционное сальдо положительное?

- Да. Среди регионов ДФО наиболее тесные миграционные связи установились именно с Забкраем. Он является главным и стабильным «донором» населения для Бурятии не только среди регионов ДФО, но и среди всех российских регионов.

- Как выглядит валовый обмен населением между Бурятией и центром России?

- Его масштаб довольно скромный. Однако наибольший отрицательный баланс складывается у республики именно при обмене населением с данными территориями.

Сравните. Отрицательный баланс миграционного обмена республики с соседней Иркутской областью в 2015 - 2019 гг. был в среднем минус 595 человек в год. А с Москвой и Московской областью  -  минус 770 человек. С Санкт-Петербургом и Ленинградской областью - минус 520 человек в год. Число выбывших в эти регионы почти в два раза больше числа прибывших из них в Бурятию. И вероятность возвратной миграции крайне низка.

Несмотря на относительно небольшой объем миграционного обмена (1,2 тыс. человек ежегодно), миграционно привлекательным для жителей республики являются Севастополь, Крым и Краснодарский край.

Важен такой аспект. Даже при небольшом валовом обмене мигрантами с какими-то регионами РФ Бурятия может нести интенсивные потери населения.

- То есть взаимных переездов мало, гораздо больше отъездов из Бурятии?

- Да. Взаимный миграционный обмен Бурятии с регионами Сибири большой, но, несмотря на это, он не приводит к таким потерям населения, как обмен с западными и южными регионами. Еще я бы выделила регионы Поволжья - Татарстан, Мордовию, Марий Эл. Обмен не такой большой, но туда людей выбывает вдвое больше, чем оттуда приезжает в Бурятию.

- Как дела у республики с международной миграцией?

- Из стран СНГ в Бурятию приезжает больше, чем уезжает. Объемы этой миграции малы, но баланс положительный. Наиболее тесные связи сложились с Узбекистаном, Украиной и Кыргызстаном.

Среди стран  дальнего зарубежья самые тесные миграционные связи  с КНР и Монголией. Здесь мы видим наибольшее положительное сальдо. Как и в целом при обмене населением со странами азиатского вектора. Особенно с КНР и бывшими союзными республиками советской Средней Азии.

С другими странами  дальнего зарубежья Бурятия интенсивно теряет людей.

Молодежь Бурятии «голосует ногами»

Как отмечается в исследовании Юлии Бюраевой, пик миграции за пределы республики приходится на возраст поступления в профессиональные образовательные учреждения. Это 15 - 19 лет. Среди всех возрастных групп на эту приходятся самые крупные потери при миграционном обмене.

- В 2020 году половина выпускников школ выехали за пределы Бурятии для получения образования, что на 24,1% больше, чем в 2015 году. Процент возврата уехавших из региона абитуриентов незначителен. Так, результаты социологического опроса старшеклассников показал, что только 7% респондентов, планирующих продолжить обучение за пределами республики, собираются после окончания обучения вернуться домой.

В последние годы в данном возрасте пока еще наблюдалось небольшое преобладание внутрирегиональных перемещений, что свидетельствует о сохранении роли учебных заведений, расположенных в Бурятии, как инструмента удержания молодежи в регионе. Но его значимость постепенно снижается.

В следующих возрастных группах молодежи миграция в основном обусловлена выбором места работы. На возраст от 25 до 34 лет приходится пик внутрирегиональных перемещений.

- Инвестиционный рейтинг Бурятии растет, но улучшает ли это жизнь людей?

- Инвестрейтинг растет, как и объемы промпроизводства, строительных работ. В конце 2019 года создан ТОР «Бурятия», где есть первые резиденты…  Положительных моментов  никто не скрывает, но эти успехи не находят отражения в соответствующем росте благосостояния населения, для которого более важен потенциал развития малого, среднего бизнеса, возможность трудоустройства, размер зарплат (особенно в бюджетном секторе, так как занятость в нем составляет 56,9 %). Отсутствие перспектив в этом направлении значительно влияет на миграционные настроения жителей.

Доля работающих в малом, среднем бизнесе составляет всего 8,8 %, что ниже среднего показателя по ДФО и РФ.

В республике традиционно самый высокий уровень безработицы в ДФО – 10,8 %, что выше среднероссийского показателя практически в два раза.

Более того, в результате «опережающего развития» Бурятия за последние три года утратила 17,5 тыс.  рабочих мест. Темп сокращения составил 4,4 %. Из регионов ДФО ситуация хуже только в Магаданской области (6,3 %). Рынок труда республики характеризуется низким социальным потенциалом вакантных мест, их малым разнообразием из-за слабого развития экономики, структурным дисбалансом спроса и предложения рабочей силы, а также распространенностью кумовства и неформальных каналов трудоустройства.

- Каков вывод вашего исследования, Юлия Григорьевна?

- При сохранении текущих тенденций значительного отставания республики от большинства регионов РФ, в том числе ДФО, миграционный отток за пределы республики, а также из сельской местности в Улан-Удэ и его пригороды будет усиливаться. Это создает угрозу для развития Бурятии. Политика должна быть направлена на сдерживание оттока путем создания условий на местах. Действующих преференций явно недостаточно.

В первую очередь следует активизировать создание новых рабочих мест с достойной зарплатой. Необходима конвергенция уровня зарплаты в республике со средней по ДФО, а также выравнивание разрыва между зарплатами в разных отраслях и профессиях, расширение «социальных лифтов» и т. д.

- Спасибо за беседу!

Петр Санжиев, «Номер один».
Теги
миграция

Читайте также

Школьники Бурятии могут попробовать себя в сфере искусства
Стартовал прием заявок в «Байкальскую театральную школу»
27.04.2024 в 10:44
Льгота по транспортному налогу для участников СВО
Что поменятеся с мая 2024 года?
27.04.2024 в 10:42
В Бурятии простятся с 48-летним военным из Кижингинского района
Бато Цыренов добровольно ушел на СВО и после ранения снова вернулся в строй
27.04.2024 в 09:58
В Улан-Удэ на праздники покажут лазерную инсталляцию
Празднично подсветят площадь Советов и телебашню
27.04.2024 в 09:58
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.