09.02.2019
Лики Надежды: художница из Бурятии взорвала интернет
Бурятский сегмент всемирной паутины вдруг открыл для себя новое имя – Надежда Супонина

Ее бронзовые статуэтки взбудоражили интернет: луноликие бурятские девочки, блаженно улыбающиеся, пухлые наездницы на львах, фигурки, похожие на волшебных героев аниме… Бурятский сегмент всемирной паутины вдруг открыл для себя новое имя – Надежда Супонина. «Кто она? Почему о ней никто не знает?!», «Какие милые, наполненные светом, тонкие работы!» - писали люди и спрашивали автора, откуда она и сколько стоит эта «милота». Некоторые даже находили сходство с работами знаменитого скульптора Даши Намдакова.

Вечная «милота»

Она не отрицает, что творит «милоту». А на сравнение с Намдаковым реагирует смущенно: «Где он, а где я?». Говорит, что все ее работы родом из детства.

- В детстве я была уверена, что смогу летать - собирала куриные перья, втыкала себе в одежду и прыгала на сетке, которой просеивают землю в огороде. Мама и бабушка пололи грядки, а я прыгала и думала: «Нет, а я буду летать».

Ее детство прошло на Байкале, где бабушка купила дачу. Она и теперь стремится туда всей душой.

- Мы живем в городе в старом доме, который достался мне от бабули. Однажды зимой мы выбросили на грядку пригоршню старых кедровых орехов. И неожиданно они взошли. Теперь на грядке у меня растет крошечный кедр. Наверное, когда я состарюсь, он вырастет мне по пояс, - рассказывает Надежда – невысокая и хрупкая, как подросток.

Лики ее статуэток – сплошь азиатские, круглые, с мелкими чертами.

- Я здесь выросла, у меня муж бурят, все вокруг, может, поэтому. Я почему-то не могу вылепить европейское лицо. Возможно, когда-нибудь приду к этому, но пока мне хочется так.



Про Намдакова

На самом деле пути их несколько раз пересекались - вместе с мужем они работали на отливке работ Намдакова, включая последнюю нашумевшую - «Хранитель Байкала».

- Мы просто работали. В студенчестве я ездила к нему на практику, набиралась опыта и вспоминаю это с большой радостью. Но назвать меня ученицей Даши Намдакова – это слишком. Не думаю, что он помнит меня, - говорит художник Надежда.

Любому художнику важно иметь исключительный почерк. Но именно выставка Даши Намдакова, которая проходила в Музее истории им. Хангалова в 2001 году, открыла ей чудо бронзовой скульптуры. Десятиклассница Надя о работе с металлом могла лишь мечтать.

Теперь спустя годы, плавя бронзу, она говорит, что замены ей нет. Золото и серебро – прекрасны, но слишком дороги, к тому же ей не нравится золотой блеск. Пожалуй, только бронза дает возможность отправлять свой замысел в вечность. Не очень охотно Надежда говорит о работе над «Хранителем Байкала». То, что многие встретили его в штыки, вызывает у нее сожаление: «Это удивительная, очень крутая работа – такая живая, одухотворенная. Может, только место размещения способно вызывать споры».

Образование… улыбок

У нее нет академического образования. После окончания художественной школы, куда ее взяли в порядке исключения за два года до выпуска, Надежда поступила в Восточно- Сибирский технологический университет на факультет художественной обработки металлов. На вопрос, почему не уехала поступать в художественный вуз, отвечает:

- Я была инфантильным подростком, не хотела уезжать из родного города. Теперь отсутствие академического образования иногда позволяет легче стилизовать – не думая о том, как пролепить каждую мышцу или сустав. Честно говоря, мне было бы скучно создавать анатомичные работы, но будь у меня академическое образование, я была бы другой. В любом случае я в поисках себя и планирую учиться.

В университете ее практикой стала работа в мастерской скульпторов Гэсэра Зодбоева и Дмитрия Будажабэ. Там она впервые приняла участие в процессе отливки бронзы.

- Мне сразу понравилось, хотя процесс довольно грязный: пластилин оставляет жирные пятна, а когда снимаешь с него форму, работаешь с гипсом и резиной, повсюду токсичная пыль. Потом паяльником работаешь с воском, вокруг дым и бронзовая пыль, которая становится зеленой на коже, потому новичков в мастерской называют «шрэками» - за зеленые физиономии.