25.08.2019
Самолет «Байкал» ТВС-2ДТС в Улан-Удэ выпускать не будут
Вместо него разрабатывается другой самолет, решение о судьбе «Байкала» примут в сентябре    

Новый региональный самолет вместимостью 9-14 человек создадут в России на замену Ан-2 «Кукурузник», сообщили РИА Новости в пресс-службе Минпромторга. Изначально планировалось, что Ан-2 заменит одномоторный самолет ТВС-2ДТС «Байкал», разработанный Сибирским НИИ авиации на базе «Кукрузника». Его серийное производство планировалось начать в 2021 году на Улан-Удэнском авиазаводе.

«ТВС-2ДТС – экспериментальный образец воздушного судна, созданный для отработки новых технологий. С учетом научно-технического задела, полученного при создании ТВС-2ДТС, в рамках работы над ЛМС (легкий многоцелевой самолет) создается новый серийный самолет», - сказали в пресс-службе.

Там отметили, что самолет создается для повышения транспортной доступности отдаленных регионов России и развития местных воздушных линий в обеспечение региональных и межрегиональных пассажирских авиаперевозок.  Как сообщил РИА Новости источник в авиапроме, решение о судьбе ТВС-2ДТС, а также о том, какие его технологические особенности будут использованы при создании нового самолета, будет принято в сентябре.

Новость из разряда сенсационных для Бурятии, так как еще 16 августа пресс-служба Бурятии информировала о том, что министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров провел рабочую встречу с главой  республики Алексеем Цыденовым. Особое внимание на ней было уделено вопросу реализации проекта создания легкого многоцелевого самолета для местных воздушных линий «Байкал» и постановке производства этого самолета на базе АО «Улан-Удэнский авиационный завод».

«Нам было поручено обеспечить выполнение аванпроекта по созданию легкого многоцелевого самолета для местных воздушных линий. В результате исполнения контракта был подготовлен проект технического задания на разработку легкого многоцелевого самолета. Производство серийных образцов будет развернуто на базе АО «Улан-Удэнский авиационный завод» с 2022 года», - отметил Денис Мантуров.

Глава Бурятии рассказал, что «Байкал» обладает уникальным набором технических характеристик, необходимых региональному самолету. «Байкал» отвечает современным и перспективным требованиям рынка по грузоподъемности (до 3000 кг), пассажировместимости (до 14 человек), дальности полета (до 5 100 км), высокой топливной эффективности, возможности эксплуатации на необорудованных аэродромах и посадочных площадках ограниченных размеров, что в конечном итоге обеспечивает очень высокую технико-экономическую эффективность и привлекательность эксплуатации.

«У самолета очень хороший потенциал. В его использовании заинтересованы субъекты Дальневосточного федерального округа. Есть интерес международных покупателей. Он будет интересен для всех небогатых стран. Кроме того, мы провели опрос губернаторов России, и все регионы Сибири, Арктики, Дальнего Востока говорят: дайте нам этот самолет. А с Якутией у нас уже подписан контракт на поставку с 2021 года, то есть, востребованность высокая» – рассказал глава Бурятии.

А ранее, 8 июня, в рамках рабочей поездки в Бурятию министр промышленности и торговли Денис Мантуров обсуждал здесь планы по производству на Улан-Удэнском авиазаводе легкомоторного многоцелевого самолета ТВС-2ДТС. Тогда министр отметил необходимость снижения конечной цены самолета, чтобы он был более конкурентоспособен. «Это очень правильный проект. Единственное, ценовые параметры должны, конечно, вписаться не просто в рынок, а быть сегодня еще лучше рынка для того, чтобы у нас появились экспортные возможности для расширения индустриального парка», - подчеркнул Денис Мантуров в ходе обсуждения.  По его мнению, такой самолет будет востребован. «Этому проекту точно быть. Самолет будет востребован и в России, и за рубежом. Мы для этого обеспечим финансирование и запустим все этапы проекта», - добавил он.

Иными словами, как минимум, девять дней назад ничто не предвещало сегодняшних новостей, если верить официальным пресс-релизам. Впрочем, верится в это с трудом. Судя по всему, глава Бурятии и глава минпромторга РФ на последний встрече обсуждали новый вариант развития событий.

Из сообщений  федеральных информагентств и релиза минпромторга пока невозможно понять причин, по которым остановлен проект «Байкала». Нет никакой ясности и относительно того, будет ли новый самолет производиться на У-УАЗ. Видимо, комментарии последуют в начале новой рабочей недели, так как «Байкал» являлся одним из самых амбициозных инвестпроектов Бурятии. При его реализации У-УАЗ возвращал себе компетенцию по производству самолетов. Кроме того, «Байкал» планировалось выпускать на площадях технопарка, который должен появиться на У-УАЗ. Стоимость вложений в технопарк оценивалась в 2,2 млрд руб.

Напомним, ТВС-2ДТС – разработка Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) имени С. А. Чаплыгина (Новосибирск). Новинка призвана стать заменой самолетам Ан-2, производство которых было прекращено в СССР в 1971 году (до 2002 года также выпускался в Польше). Воздушное судно планируется использовать для решения проблемы низкой транспортной доступности отдаленных населенных пунктов регионов России, решения государственных задач по оказанию экстренной медицинской помощи населению, выполнения работ по тушению лесных пожаров, выполнения сельскохозяйственных работ.

В рамках Российского инвестиционного форума в Сочи в 2018 году было подписано пятистороннее соглашение между Минтрансом России, Минпромторгом России, правительством Бурятии, правительством Якутии и АО «Вертолеты России». Документ предусматривает организацию серийного производства легкомоторного самолета ТВС-2ДТС на У-УАЗ. Эксплуатантом выступит новая якутская авиакомпания «Полярные авиалинии»: в начале апреля Улан-Удэнский авиазавод и «Полярные авиалинии» подписали долгосрочный контракт на поставку 200 самолетов ТВС-2-ДТС. Ранее директор СибНИА им. С. А. Чаплыгина Владимир Барсук сообщал, что стоимость нового самолета от 150 млн до 180 млн рублей.

Ан-2 («Аннушка», «Кукурузник») — советский легкий многоцелевой самолет. Из-за простоты в эксплуатации, неприхотливости и возможности работы на небольших грунтовых аэродромах широко эксплуатировался на местных воздушных линиях для перевозки пассажиров и грузов, в частности в отделанные села, а также использовался для различных хозяйственных работ

Ранее минпромторг разместил на портале госзакупок заявку на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию легкого самолета. Согласно материалам закупки, на разработку планируется потратить более 1,2 млрд рублей.  Необходимость создания такого самолета, по мнению ведомства, вызвана значительным сокращением парка воздушных судов типа Ан-2, которые в основном обеспечивают внутрирегиональное авиасообщение. По данным минпроторга, в 15 регионах авиация - главная составляющая транспортной системы, а более 28 тыс населенных пунктов не имеют наземного сообщения.

В техническом задании, приведенном в документации, говорится, что в настоящее время разработан аванпроект самолета. «На основании представленных материалов аванпроекта, для проектирования и разработки перспективного легкого многоцелевого самолета для серийного производства и эксплуатации на местных воздушных линиях, рекомендуется самолет стандартной аэродинамической схемы и пассажировместимостью 9-14 человек», - говорится в документе.  Там также указано, что перспективное воздушное судно будет соответствовать современным требованиям рынка и будет создано на основе передовых перспективных научно-технических решений и авиационных технологий.

Согласно материалам закупки, до декабря планируется создать чертеж общего вида самолета и эскизно-техническую проектную документацию, провести расчеты на статическую прочность, а также сформировать рабочую конструкторскую документацию на планер, его системы и силовую установку.  Комплект конструкторской документации на опытный образец планируется создать до сентября 2020 года, а после – до декабря – планируется создать сам опытный образец самолета статических испытаний.

Фото: egov-buryatia.ru

^