В Чите осудили экс-главу минсельхоза и его зама за «превышение полномочий»

Уголовное дело возбуждено по материалам прокурорской проверки в 2018 году.
Суд установил, что в 2017 году министр сельского хозяйства Забайкальского края и его заместитель вмешались в деятельность семи предпринимателей края – сельхозтоваропроизводителей, которые ранее получили через региональный Фонд поддержки и развития агропромышленного комплекса субсидии из федерального бюджета для возмещения ущерба от засухи 2016 года. Они инициировали принятие незаконного решения о досрочном погашении этих субсидий, что повлекло их изъятие на сумму свыше 10 миллионов рублей.
Суд признал их виновными и назначил наказание в виде лишения права занимать должности на государственной и муниципальной службе, связанные с осуществлением организационно-распорядительных функций и административно-хозяйственных полномочий на срок 4 года 6 месяцев каждому. Отметим, сторона обвинения просила для Михаила Кузьминова 3,5 года колонии-поселения, для Ирины Малакшиновой – 3 года колонии-поселения. А сами обвиняемые в суде своей вины так и не признали.
Приговор суда в законную силу не вступил. С учетом всего вышесказанного можно предположить, что приговор будет обжалован.
Кузьминова и его заместителя задержали в феврале 2018 года. За день до этого министр написал заявление об увольнении по собственному желанию по состоянию здоровья. В беседе с журналистами он заявил, что его увольнение было связано с болезнью сердца. В апреле 2018 года краевой суд направил Кузьминова под домашний арест.
Как сообщал «Номер один», краевые СМИ Забайкалья сразу стали писать явных несуразностях в уголовном деле. Чиновники добивались от сельхозпроизводителей Забайкальского края, претендующих на получение субсидий, погашения долгов по ранее взятым бюджетным ссудам. Эти деньги планировалось направить другим сельхозпредприятиям отрасли, которые также нуждаются в государственной поддержке. Если считать воспрепятствованием предпринимательской деятельности законное требование возврата бюджетных денег, то как тогда квалифицировать нежелание сельхозпроизводителей платить по своим долгам?
С последствиями засухи 2016 года – тоже все неоднозначно. Забайкальским минсельхозом была проведена проверка достоверности данных об ущербе, причиненном сельхозпредприятиям. Как сообщало ИА Забмедиа со ссылкой на пресс-службу ведомства, «выяснилось, что некоторые аграрии попытались включить часть потерь урожая, полученных за счет собственных недоработок, в число последствий засухи». Был выявлен ряд хозяйств, подавших документы на списание сотен гектаров угодий и рассчитывавших получить средства государственной поддержки. Однако в ходе проверки было установлено, что «руководители таких организаций изначально не провели весь комплекс требуемых агротехнических работ и не посчитали нужным вложить необходимые финансовые средства для получения хорошего урожая».
Между тем, как считает федеральное издание«Мосмонитор», в уголовном преследовании Кузьминова и Малакшиновой была заинтересована группа «агробизнесменов, привыкших практически без ограничений припадать к источникам бюджетного финансирования». Равноудаленные от местных аграрных кланов руководители забайкальского минсельхоза встали этому «спруту» поперек горла, помешав беспрепятственной дальнейшей «дойке» госбюджета.
«Мосмонитор» называет имена генерального директора «Забайкальской зерновой компании» Ольги Сединой, бывшего руководителя краевого Фонда поддержки АПК Вадима Костенникова (ныне возглавляющего Читинский зоопарк) и публикует цитаты из рассекреченной и приобщенной к уголовному делу стенограммы их бесед с оперативником УБЭПиК ГУВД Забайкалья.
В них Ольга Седина прямо заявляет, что «главное - шибануть министра». В присутствии полицейского она звонит начальнику управления сельского хозяйства Приаргунского района Александру Тюкавкину, ранее работавшему в ее компании, и уговаривала его, «обработать своих», то есть аграриев этого муниципального образования.
«Надо же, чтобы кто-то опять заявление написал... Саша, не подведите, потому что, ну, елки-палки, потому что если люди отказные напишут, ну и все... Саша, перед тем, как выпить, ты мне всех обзвони, чтоб они не дрогнули...»
И вот любопытное «совпадение»: все аграрии, признанные потерпевшими по «делу о субсидиях», - из Приаргунского района. Видимо, «Саша» не подвел Седину, и «обработал своих», отмечает «Мосмонитор».
Из уст Вадима Костенникова прямо звучит слово «провокация», когда он договаривается с оперативником, как побудить Михаила Кузьминова проявить заинтересованность в выдаче кредита одному из аграриев. Дело в том, что следствие инкриминировало экс-министру корыстный мотив: якобы он стремился наполнить деньгами Фонд поддержки АПК, чтобы выдать кредиты двум сельхозпредприятиям.
Судя по обнародованным фрагментам стенограмм, у Сединой и Костенникова были серьезные причины для неприязни к Кузьминову. Как пишет «Мосмонитор», экс-министр сельского хозяйства Забайкальского края, как минимум, несколько раз перешел дорогу гендиректору «Забайкальской зерновой компании».
По мнению «Мосмонитора», обвинительный приговор Михаилу Кузьминову и Ирине Малакшиновой «сильно взбодрит тех, кто привык паразитировать на бюджете. А заодно послужит своеобразным сигналом забайкальским аграриям, что им не стоит упираться на полях. Достаточно «грамотно» брать деньги у государства и не отдавать. Урожаев, правда, от этого не прибудет, но «пожирателей субсидий» это как раз и не волнует».
В защиту Михаила Кузьминова и Ирины Малакшиновой публично выступали аграрии Забайкальского края, Иркутской области и Бурятии. С Бурятией тесно связаны биографии бывших чиновников. Михаил Кузьминов и Ирина Малакшинова – выходцы из Улан-Удэ. Михаил Николаевич долгое время занимался коммерческой деятельностью в Бурятии, а с начала «нулевых» стал руководителем Петровск-Забайкальского мясокомбината. Затем был избран депутатом Читинской областной Думы, и назначен представителем губернатора Забайкальского края в городе Петровск-Забайкальский и Петровск-Забайкальском районе.Ирина Ринчиновна в 1998-2002 годах была первым руководителем Информационно-консультационного центра сельских товаропроизводителей Бурятии, в 2002—2007 годах занимала пост заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия республики по экономике, с 2007 по 2009 годы работала начальником отдела инвестиций минсельхоза. С 2009 по 2011 год была консультантом комитета по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Народного Хурала Бурятии, а с 2011 по 2016 годы работала начальником отдела господдержки иркутского минсельхоза.
В министерство сельского хозяйства Забайкальского края Михаил Кузьминов пригласил её в ноябре 2016 года, причем до этого знакомы они не были – сработали хорошие рекомендации, данные Ирине Ринчиновне специалистами в области экономики и сельского хозяйства.
Видимо, все это, равно как и то, что никаких корыстных мотивов в действиях экс-руководителей краевого минсельхоза следствие не установило, и дало суду основания вынести приговор с компромиссным наказанием. Посмотрим, как будет ситуация развиваться дальше.
Фото: pixabay.com