Как быть, если деньги с карты списали, а оплата не прошла?
Пишет Ольга М: «Я покупаю продукты на неделю, и сумма выходит приличная. Однажды во время оплаты завис терминал. Я получила смс о списании, но продавец не смогла распечатать чек и отказалась отдать товар. Я пожаловалась директору, и он объяснил, что магазин не виноват, а мне нужно обратиться в банк. В результате я потеряла время, оставила семью без еды, а деньги вернули на карту лишь спустя месяц».
Почему не проходит оплата по карте?
Когда покупатель прикладывает к терминалу карту, в банк обслуживания приходит сигнал о списании. Если на счете хватает денег, сумма списывается и в течение пары секунд зачисляется на счет продавца.
Но иногда при передаче данных происходит сбой системы или оборудования: со счета покупателя деньги списались, а на счет продавца не поступили. В этом случае платежный терминал сообщает об отмене операции, а покупатель получает уведомление о списании средств.
Между покупателем и продавцом может произойти конфликт: первый требует оплаченный товар, а второй не может отдать покупку, за которую не получил денег.
Как вернуть деньги за невыполненную транзакцию?
1. Попросить чек о невыполнении транзакции.
Чек подтверждает отмененную транзакцию и ускоряет разбирательство. Получить его можно на кассе. Если магазин отказывается выдавать чек, или он не сохранился — банк по вашему заявлению запросит дубликат у торговой точки. На распечатанном документе должен расписаться сотрудник магазина.
2. Повторно расплатиться за товар не наличными, а банковской картой.
Иногда это помогает вернуть деньги без заявления. Банк видит двойное списание и возвращает ошибочно списанную сумму. Процедура может занимать от трех дней.
3. Обратиться в техподдержку банка.
Обращение можно написать в мобильном приложении, на странице интернет-банка или в паблике в соцсетях. Подробно опишите ситуацию, и специалисты подскажут, куда обратиться и какие документы представить.
4. Подать заявление о несогласии с операцией.
Нужно подать заявление обратиться в банк, выпустивший вашу карту. В документе укажите:
-
ФИО, адрес регистрации, данные паспорта, телефон и электронную почту;
-
информацию по банковской карте — платежная система, имя держателя, номер карты и счета;
-
сведения об оплате — дату операции, сумму списания.
Информацию о покупке можно взять с чека об отклоненной операции или посмотреть в мобильном банке. Если платили за товар или услугу повторно, в заявление укажите номер кассового чека завершенной покупки.
К заявлению приложите оригиналы кассовых документов. В течение 30 рабочих дней банк проводит разбирательство.
Важно: Если с карты сняли деньги, а покупку вы не получили, ваши права потребителя нарушены. И вам обязаны вернуть необоснованное обогащение.
Что делать, если банк отказал возвращать деньги?
Если банк отказывается вернуть средства, его решение можно обжаловать.
-
Подать обращение в Центробанк. Заявление можно подать через форму обратной связи на сайте регулятора.
-
Обратиться к финомбудсмену. Он бесплатно помогает разобраться в разногласиях между финансовыми организациями, например, страховыми компаниями, банками и физлицами. К омбудсмену обращаются, если денежный спор не превышает 500 тыс. руб. Электронное обращение можно подать через личный кабинет на сайте или через «Госуслуги».
-
Подать иск в суд. Если омбудсмен отказал в возврате денег, искать справедливости придется в суде. Ответчиком по иску будет банк. Исковое заявление подают в районный суд по месту жительства истца или адресу регистрации банка. Подать иск можно через сервис «Электронное правосудие» или отправить заказным письмом с описью вложения.
Медиапроект реализуется при поддержке «БРИОП» (www.finbriop.ru)