Как мошенники получают доступ к личным кабинетам маркетплейсов?

Что делать пользователям, чтобы защитить свои данные
A- A+
Как мошенники получают доступ к личным кабинетам маркетплейсов?
Фото: Pixabay

Активное развитие дистанционных платежных сервисов, лежащих в основе бизнес-модели маркетплейсов, постоянно поддерживает интерес мошенников к этим площадкам. В целом, как говорит статистика МВД, количество мошеннических действий с использованием электронных средств платежа сократилось по итогам 5 месяцев 2023 года почти на треть по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. К сожалению, звучащая «из каждого утюга» установка на то, что ни в коем случае нельзя сообщать посторонним данные своей карты и платежные коды из СМС и чатов, наконец-то начала работать, а приемы социальной инженерии мошенников все чаще дают сбой. Но в случае с маркетплейсами применяются более изощренные схемы обмана, распознать которые сложнее. В результате, по данным одного из крупнейших маркетплейсов страны, 66% клиентов онлайн-магазинов хотя бы раз были обмануты мошенниками. Что делать пользователям, чтобы защитить свои данные, в интервью РИА Новости рассказал руководитель Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России Михаил Сергейчик.

Существует три главных способа обмана. Первый – покупатель переводит деньги по незнакомой ссылке, а продавец перестает выходить на связь. Второй – мошенник представляется сотрудником службы безопасности или службы поддержки и выманивает персональные данные. Третий ­– злоумышленники различными способами заставляют перейти по ссылке на фишинговый, то есть поддельный, сайт аналогичный сайту онлайн-магазина и через него осуществляют кражу денег.

Взлом аккаунта и заказ через него нерационально большого количества товара – явление редкое. Говорить здесь о краже денег не приходится, скорее, может идти речь о недобросовестной конкуренции – в теории недобросовестный предприниматель таким образом может лишить своего конкурента товарного запаса и стать на время монопольным продавцом. В свою очередь представители маркетплейсов утверждают, что в подавляющем большинстве случаев ошибочные покупки совершают маленькие дети невнимательных онлайн-шопоголиков. В любом случае, онлайн-шопинг в современном мире требует соблюдения базовых правил кибербезопасности.

К ним можно отнести следующие:

  1. Обязательный сложный пароль к своему аккаунту на телефоне, планшете и компьютере (пароль необходимо обновлять регулярно).

  2. Нельзя передавать свои электронные устройства в другие руки, в том числе своим детям.

  3. Выход «за территорию» мессенджеров электронной площадки и прямое общение с продавцом. С этого шага в большинстве случаев начинаются и классические, и экзотические мошеннические схемы.

  4. Переход по сторонним ссылкам от неизвестных. Например, клиент читает отзывы на заинтересовавший его товар и видит комментарий другого клиента со ссылкой на аналогичный товар, но якобы более качественный. Переходить по таким ссылкам опасно. Автоматически может начаться загрузка вредоносного ПО на устройство. В результате злоумышленники могут получить ваши личные данные и возможность входа в ваш личный кабинет.

  5. Длительное использование одного и того же пароля. Обычно личный кабинет не только хранит данные клиента, но и дает возможность быстрой оплаты. Поэтому к регулярной смене и выбору пароля от ЛК нужно относиться максимально ответственно. Менять пароль лучше раз в 5-6 месяцев. Причем для разных сервисов нельзя использовать одну и ту же комбинацию цифр и букв. Более надежную защиту ваших данных обеспечит двухфакторная аутентификация: для входа в профиль потребуется ввести не только логин/пароль, но и код из СМС.

  6. Онлайн-шопинг через открытые сети Wi-Fi. Если вы совершаете покупки не через защищенную домашнюю сеть, лучше воспользоваться интернетом через мобильную сеть 4G. В идеале – для интернет-серфинга и шопинга использовать виртуальную частную сеть (VPN) в качестве персонального интернет-шлюза.

  7. Карта для оплаты товаров. Для расчетов в Интернете лучше использовать отдельную карту: держать ее пустой до момента оплаты и пополнять перед оплатой только на сумму покупки. Кроме того, практически все банковские приложения позволяют установить максимальный лимит расходов по карте.

Что делать, если ваш личный кабинет взломали и от вашего имени оформили и оплатили заказ?

Если такое произошло, нужно как можно скорее отменить заказ и обратиться с жалобой в маркетплейс. В жалобе необходимо подробно описать произошедшее и потребовать возврат средств. Если торговая площадка откажет в возврате, нужно зафиксировать этот факт. Например, сделать скриншот переписки со службой поддержки. Это пригодится для будущих разбирательств.

Вернуть деньги в случае отказа торговой площадки поможет чарджбек (сhargeback) – это возможность вернуть деньги через банк. Однако, если деньги за товар, который пользователь не заказывал, вернуть удастся, то со штрафом за отказ от покупки – уже сложнее. Избежать списания средств поможет только блокировка банковской карты.

В этом случае взыскать деньги за доставку товара (штраф за отмену) маркетплейс сможет только в судебном порядке. Чтобы отстоять свою правоту в суде, потребителю необходимо доказать, что он не заказывал товар, а аккаунт был взломан.

Каждая ситуация разрешается индивидуально, поэтому необходимо собирать и хранить все возможные подтверждения действий злоумышленников.

Чтобы маркетплейс больше не хранил и не обрабатывал персональные данные пользователя, в том числе – данные карты, которые сохраняются даже после их удаления из ЛК, нужно направить письменный отзыв своего согласия на обработку персональных данных.

Медиапроект реализуется при поддержке «БРИОП» (www.finbriop.ru)


Читайте также

Одалживаем деньги друзьям: как это делать правильно
Эксперты по финансам дали несколько полезных советов
24.06.2025
Льготы многодетным семьям в 2025 году
Эксперты рассказали о всех мерах социальной поддержки для них
22.05.2025
Что такое сбережения и инвестиции
Их главная задача – обеспечить финансовую устойчивость в долгосрочной перспективе

24.04.2025
Сильный рубль, но высокие цены: разбираем причины с экономистами
Укрепление рубля на ценах в магазинах отразится только через несколько месяцев
18.03.2025
© 2012 — 2025
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.