Отбомбились
Такси в Улан-Удэ стало втрое меньше, ожидается рост цен.
Улан-удэнские цены на перевозку пассажиров в легальных легковых такси вырастут. Это прямое следствие реформы, которая заканчивается в мире "шашечек". Теперь все таксисты обязаны иметь лицензию, таксометр и собственно сами пресловутые "шашечки". Пока из 2,5 тысячи таксистов Бурятии лицензиями обзавелись лишь 800. Кроме того, теперь всей таксистской отрасли придется платить налоги в казну и сборы во внебюджетные фонды.
Улан-удэнские цены на перевозку пассажиров в легальных легковых такси вырастут. Это прямое следствие реформы, которая заканчивается в мире "шашечек". Теперь все таксисты обязаны иметь лицензию, таксометр и собственно сами пресловутые "шашечки". Пока из 2,5 тысячи таксистов Бурятии лицензиями обзавелись лишь 800. Кроме того, теперь всей таксистской отрасли придется платить налоги в казну и сборы во внебюджетные фонды.
С таксистов будут брать налоги
Просто так поставить на крышу "шашечки" и выехать в свободный вечер "бомбить", как часто делали многие улан-удэнцы еще в декабре, категорически запрещается. Нарушителей будут безжалостно карать. Как нам рассказали в министерстве транспорта Бурятии, с 1 января этого года вступили в силу изменения в Административный кодекс, наказывающие за работу такси без разрешения. Штраф — 5 тысяч рублей. Привычная схема ведения бизнеса уходит в прошлое.
Традиционно служба улан-удэнского такси являла собой развязную форму экономического симбиоза автомобилистов и фирмы-диспетчера такси. Фирма располагает радиосвязью, телефонным номером, дает рекламу. Заявки переправлялись партнерам-водителям, имеющим личные машины. Деньги, полученные с пассажира, фирма и водитель делили между собой (по договору о диспетчеризации). При этом последний зачастую не платил налогов. Отныне все... Отбомбились...
— Теперь перевозить пассажиров в такси имеет право только тот, кто получил лицензию. Лицензию же, в свою очередь, может получить только собственник машины, который может быть или индивидуальным предпринимателем, или юридическим лицом. А наши диспетчерские службы такси работали в основном с физическими лицами, — говорит директор одной из улан-удэнских фирм такси. — Реформой все недовольны. Однако крупные организации, у которых в собственности десятки машин, предприниматели помельче, просто граждане, которые по полной программе работали таксистами, оформили все документы несколько месяцев назад. Ведь для них такси — их основной хлеб, заработок.
Не дождались
Но основная масса улан-удэнских таксистов выжидала. В нашей стране такое бывает: Вспомним хотя бы бесплатную приватизацию квартир, которую продлевают годами. Но о переносе реформы слышно не было, и в конце декабря толпы выжидавших ринулись открывать ИП и получать разрешение. Был полный аврал.
— До 30 декабря у нас были постоянные очереди. Люди шли валом. Всю предновогоднюю неделю, с утра до вечера, активно принимались документы. Огромное число перевозчиков до последнего не хотели регистрироваться, не хотели попасть под налогообложение. На сегодняшний день по республике разрешения получили 604 транспортных средства, еще около 200 заявлений находятся на рассмотрении.
Все автомобили зарегистрированы в Реестре транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа посредством легкового такси. Разрешение выдается на каждое транспортное средство, — рассказывает Максим Дондоков, начальник отдела контроля пассажирских перевозок минтранспорта Бурятии. — Оригинал разрешения должен находиться в салоне такси. Водитель обязан предъявлять его по требованию уполномоченных органов или пассажира. Разрешение выдается бесплатно.
Из зарегистрированных на сегодня общереспубликанских 604 такси на долю Улан-Удэ приходится 300 машин. 60 процентов такси Улан-Удэ принадлежат индивидуальным предпринимателям, 40 процентов — юридическим лицам. В городе много фирм, у которых есть по 30—40 машин. В сельских районах на долю ИП приходится 70 процентов, а на организации — 30 процентов.
Как отмечают в министерстве транспорта, отдельным таксистам было отказано в получении разрешения.
— Это связано с тем, что заявитель невнимательно подошел к сбору документов, не смог доказать, что машина принадлежит ему на праве собственности, свой водительский стаж. Это единичные случаи. Все остальные без проблем получают разрешение, т.к. пакет документов очень простой, — говорит Максим Дондоков.
Останется ли такси доступным?
Начало прошлого 2011 года запомнилось пассажирам такси ростом цен. Сейчас, судя по всему, рынок перевозок такси ждет очередной виток цен. И таксистов больше всего беспокоит возможный отток клиентуры. До реформы такси были для улан-удэнцев весьма популярным средством передвижения. Скажем больше, в "часы пик" людям приходилось ждать по 30—40 минут, пока приедет такси.
В булочную наши люди на такси, разумеется, не ездят: Востребованность такси, в первую очередь, связана с недостаточным развитием общественного транспорта. Прежде всего, маршруток (к трамваям крупных претензий нет). Особенно востребованы машины с "шашечками" были утром, вечером и ближе к ночи, когда маршрутку в отдаленные поселки трудно дождаться. Гражданам было легче вдвоем-втроем скинуться и вызвать такси.
По прогнозам нашего собеседника-директора фирмы такси, когда закончится вся эта лихорадка, таксистов в Улан-Удэ будет не меньше, чем до реформы. Правда, основная их часть уйдет в тень. Владельцы крупных фирм такси, где в собственности десятки машин, вряд ли оставят знакомый бизнес, им придется работать легально. А мелкие таксисты, может быть, и рады бы оставить этот труд, но не могут.
— Не от хорошей жизни люди идут подрабатывать после основной работы. Много таких таксистов, кого заняться частным извозом заставила жизнь, когда мужчина не может прокормить семью на одну зарплату. Вместо того, чтобы идти после работы домой, они берут машину и подрабатывают, — свидетельствует руководитель такси. — Наверное, таких — около половины от всего количества таксистов Улан-Удэ. У нас было много вынужденных "подработчиков", поэтому цены были нормальные. Но если цены сильно вырастут, люди предпочтут стоять и ждать маршрутку.
Экономический симбиоз автономных водителей такси и фирмы-диспетчера сохранится: Те, кто останутся в деле, по-прежнему будут получать выгоду от взаимодействия друг с другом. Но уже не в такой развязной форме, как раньше.
По оценкам специалистов, в конце 2011 года в Бурятии работало примерно 2,5 тысячи машин такси. Кто-то полный день, кто-то по выходным и т.д: 800 из них решили зарегистрироваться. В министерстве транспорта полагают, что в новом году таксисты продолжат подавать заявления, и количество зарегистрированных такси еще вырастет. Например, в министерстве 1,5 тысячи машин называют вполне реалистичным прогнозом:
До 2,5 тысячи цифра вряд ли поднимется. Малодоходным "эпизодическим бомбилам" регистрироваться невыгодно. Они станут "черными" таксистами без таксометра, рации и "шашечек", будут работать на улице, поджидая клиентов у обочины, на остановках, у рынков. С ними будут бороться. Между минтрансом Бурятии, Управлением автодорожного надзора и ГИБДД уже заключено трехстороннее соглашение.
Правда, с абсолютно "черными" такси бороться трудно. Основная работа, скорее всего, будет вестись по "серым" такси, т.е. машинам, что, не имея разрешения, обзавелись "шашечками". Их будут гонять беспощадно. "Когда человек оплатит первый штраф в 5 тысяч рублей, он пойдет регистрироваться", — предполагает Максим Дондоков. Но вероятнее всего, что эпизодически подрабатывающему водителю все-таки будет легче снять "шашечки" и перейти в разряд "черных" такси.
Таксометры уйдут в Хурал
Бурятские таксисты обеспокоены и тем, что им навязывают установку таксометров. К слову, в городе всего две фирмы такси осуществляют перевозку пассажиров по таксометрам. Остальные ездят по установленному тарифу, и они возмущены тем, что им навязывают установку таксометров.
— Ведь пассажиров можно возить не только по чеку, но и по бланку строгой отчетности с печатью ИП. А через несколько лет власти, наверное, начнут навязывать нам ГЛОНАСС, зачем они нам? — возмущаются улан-удэнские таксисты.
По этому поводу Максим Дондоков отмечает, что сегодня законодательство РФ устанавливает требование по наличию в салоне такси таксометра.
— На это четко указал 69-й закон. Причем, таксометр подходит не любой, а допущенный в качестве средства измерения. Есть Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, который указывает, какие именно таксометры разрешено устанавливать. Привезти из Китая какой-нибудь прибор и руководствоваться его данными — не получится, — говорит он.
Впрочем, с 2013 года вопрос внедрения или невнедрения таксометров могут передать на республиканский уровень. В Госдуме в первом чтении успешно принят законопроект о внесении изменений в 69-й ФЗ, закрепляющий эти новые региональные полномочия. Остается надеяться, что вскоре власти РФ окончательно утвердят и опубликуют его, а власти Бурятии отменят таксометры.
А пока складывается ощущение, что очередной раз у власти получится "как всегда". Официальное такси, столкнувшись с множеством бюрократических нововведений, подорожает. А народ уйдет кататься на "черных" такси — они будут без шашечек, но значительно дешевле. Впрочем, изворотливый российский народ быстро найдет замену — какая-нибудь привязанная к антенне ленточка легко заменит запрещенные властью шашечки.
Петр Санжиев, "Номер один".
Просто так поставить на крышу "шашечки" и выехать в свободный вечер "бомбить", как часто делали многие улан-удэнцы еще в декабре, категорически запрещается. Нарушителей будут безжалостно карать. Как нам рассказали в министерстве транспорта Бурятии, с 1 января этого года вступили в силу изменения в Административный кодекс, наказывающие за работу такси без разрешения. Штраф — 5 тысяч рублей. Привычная схема ведения бизнеса уходит в прошлое.
Традиционно служба улан-удэнского такси являла собой развязную форму экономического симбиоза автомобилистов и фирмы-диспетчера такси. Фирма располагает радиосвязью, телефонным номером, дает рекламу. Заявки переправлялись партнерам-водителям, имеющим личные машины. Деньги, полученные с пассажира, фирма и водитель делили между собой (по договору о диспетчеризации). При этом последний зачастую не платил налогов. Отныне все... Отбомбились...
— Теперь перевозить пассажиров в такси имеет право только тот, кто получил лицензию. Лицензию же, в свою очередь, может получить только собственник машины, который может быть или индивидуальным предпринимателем, или юридическим лицом. А наши диспетчерские службы такси работали в основном с физическими лицами, — говорит директор одной из улан-удэнских фирм такси. — Реформой все недовольны. Однако крупные организации, у которых в собственности десятки машин, предприниматели помельче, просто граждане, которые по полной программе работали таксистами, оформили все документы несколько месяцев назад. Ведь для них такси — их основной хлеб, заработок.
Не дождались
Но основная масса улан-удэнских таксистов выжидала. В нашей стране такое бывает: Вспомним хотя бы бесплатную приватизацию квартир, которую продлевают годами. Но о переносе реформы слышно не было, и в конце декабря толпы выжидавших ринулись открывать ИП и получать разрешение. Был полный аврал.
— До 30 декабря у нас были постоянные очереди. Люди шли валом. Всю предновогоднюю неделю, с утра до вечера, активно принимались документы. Огромное число перевозчиков до последнего не хотели регистрироваться, не хотели попасть под налогообложение. На сегодняшний день по республике разрешения получили 604 транспортных средства, еще около 200 заявлений находятся на рассмотрении.
Все автомобили зарегистрированы в Реестре транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа посредством легкового такси. Разрешение выдается на каждое транспортное средство, — рассказывает Максим Дондоков, начальник отдела контроля пассажирских перевозок минтранспорта Бурятии. — Оригинал разрешения должен находиться в салоне такси. Водитель обязан предъявлять его по требованию уполномоченных органов или пассажира. Разрешение выдается бесплатно.
Из зарегистрированных на сегодня общереспубликанских 604 такси на долю Улан-Удэ приходится 300 машин. 60 процентов такси Улан-Удэ принадлежат индивидуальным предпринимателям, 40 процентов — юридическим лицам. В городе много фирм, у которых есть по 30—40 машин. В сельских районах на долю ИП приходится 70 процентов, а на организации — 30 процентов.
Как отмечают в министерстве транспорта, отдельным таксистам было отказано в получении разрешения.
— Это связано с тем, что заявитель невнимательно подошел к сбору документов, не смог доказать, что машина принадлежит ему на праве собственности, свой водительский стаж. Это единичные случаи. Все остальные без проблем получают разрешение, т.к. пакет документов очень простой, — говорит Максим Дондоков.
Останется ли такси доступным?
Начало прошлого 2011 года запомнилось пассажирам такси ростом цен. Сейчас, судя по всему, рынок перевозок такси ждет очередной виток цен. И таксистов больше всего беспокоит возможный отток клиентуры. До реформы такси были для улан-удэнцев весьма популярным средством передвижения. Скажем больше, в "часы пик" людям приходилось ждать по 30—40 минут, пока приедет такси.
В булочную наши люди на такси, разумеется, не ездят: Востребованность такси, в первую очередь, связана с недостаточным развитием общественного транспорта. Прежде всего, маршруток (к трамваям крупных претензий нет). Особенно востребованы машины с "шашечками" были утром, вечером и ближе к ночи, когда маршрутку в отдаленные поселки трудно дождаться. Гражданам было легче вдвоем-втроем скинуться и вызвать такси.
По прогнозам нашего собеседника-директора фирмы такси, когда закончится вся эта лихорадка, таксистов в Улан-Удэ будет не меньше, чем до реформы. Правда, основная их часть уйдет в тень. Владельцы крупных фирм такси, где в собственности десятки машин, вряд ли оставят знакомый бизнес, им придется работать легально. А мелкие таксисты, может быть, и рады бы оставить этот труд, но не могут.
— Не от хорошей жизни люди идут подрабатывать после основной работы. Много таких таксистов, кого заняться частным извозом заставила жизнь, когда мужчина не может прокормить семью на одну зарплату. Вместо того, чтобы идти после работы домой, они берут машину и подрабатывают, — свидетельствует руководитель такси. — Наверное, таких — около половины от всего количества таксистов Улан-Удэ. У нас было много вынужденных "подработчиков", поэтому цены были нормальные. Но если цены сильно вырастут, люди предпочтут стоять и ждать маршрутку.
Экономический симбиоз автономных водителей такси и фирмы-диспетчера сохранится: Те, кто останутся в деле, по-прежнему будут получать выгоду от взаимодействия друг с другом. Но уже не в такой развязной форме, как раньше.
По оценкам специалистов, в конце 2011 года в Бурятии работало примерно 2,5 тысячи машин такси. Кто-то полный день, кто-то по выходным и т.д: 800 из них решили зарегистрироваться. В министерстве транспорта полагают, что в новом году таксисты продолжат подавать заявления, и количество зарегистрированных такси еще вырастет. Например, в министерстве 1,5 тысячи машин называют вполне реалистичным прогнозом:
До 2,5 тысячи цифра вряд ли поднимется. Малодоходным "эпизодическим бомбилам" регистрироваться невыгодно. Они станут "черными" таксистами без таксометра, рации и "шашечек", будут работать на улице, поджидая клиентов у обочины, на остановках, у рынков. С ними будут бороться. Между минтрансом Бурятии, Управлением автодорожного надзора и ГИБДД уже заключено трехстороннее соглашение.
Правда, с абсолютно "черными" такси бороться трудно. Основная работа, скорее всего, будет вестись по "серым" такси, т.е. машинам, что, не имея разрешения, обзавелись "шашечками". Их будут гонять беспощадно. "Когда человек оплатит первый штраф в 5 тысяч рублей, он пойдет регистрироваться", — предполагает Максим Дондоков. Но вероятнее всего, что эпизодически подрабатывающему водителю все-таки будет легче снять "шашечки" и перейти в разряд "черных" такси.
Таксометры уйдут в Хурал
Бурятские таксисты обеспокоены и тем, что им навязывают установку таксометров. К слову, в городе всего две фирмы такси осуществляют перевозку пассажиров по таксометрам. Остальные ездят по установленному тарифу, и они возмущены тем, что им навязывают установку таксометров.
— Ведь пассажиров можно возить не только по чеку, но и по бланку строгой отчетности с печатью ИП. А через несколько лет власти, наверное, начнут навязывать нам ГЛОНАСС, зачем они нам? — возмущаются улан-удэнские таксисты.
По этому поводу Максим Дондоков отмечает, что сегодня законодательство РФ устанавливает требование по наличию в салоне такси таксометра.
— На это четко указал 69-й закон. Причем, таксометр подходит не любой, а допущенный в качестве средства измерения. Есть Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, который указывает, какие именно таксометры разрешено устанавливать. Привезти из Китая какой-нибудь прибор и руководствоваться его данными — не получится, — говорит он.
Впрочем, с 2013 года вопрос внедрения или невнедрения таксометров могут передать на республиканский уровень. В Госдуме в первом чтении успешно принят законопроект о внесении изменений в 69-й ФЗ, закрепляющий эти новые региональные полномочия. Остается надеяться, что вскоре власти РФ окончательно утвердят и опубликуют его, а власти Бурятии отменят таксометры.
А пока складывается ощущение, что очередной раз у власти получится "как всегда". Официальное такси, столкнувшись с множеством бюрократических нововведений, подорожает. А народ уйдет кататься на "черных" такси — они будут без шашечек, но значительно дешевле. Впрочем, изворотливый российский народ быстро найдет замену — какая-нибудь привязанная к антенне ленточка легко заменит запрещенные властью шашечки.
Петр Санжиев, "Номер один".