Поколение творческих циников
20 лет назад, 26 декабря 1991 года, прекратил существование СССР. И сейчас уже стали взрослыми дети, которые родились и взрослели уже в постсоветской России. Эти дети, от которых теперь будет зависеть наше настоящее и будущее, уже не знали реалий советского времени. Какие они, эти люди абсолютно новой закалки, мировоззрения, идей и убеждений? Психологи, психотерапевты и политики назвали некоторые наиболее характерные черты "новых взрослых".
Опыт выживания
Конечно, дети 90-х не воспитывались сами по себе. Они во всех смыслах творения своих родителей. Однако вспомните, как жили взрослые в 90-е и 2000-е.
— Нынешнее молодое поколение — это дети 20- и 30-летних современников начала реформ. Внуки 40- и 50-летних "прорабов перестройки". В то время основная часть взрослого населения страны после недолгого периода надежд погрузилась в состояние растерянности и раздражения. Жизнь начала расцениваться как набор действий для выживания, все сконцентрировались на повседневных проблемах, — говорит социолог Лев Гудков.
Поэтому главное, что смогло передать поколение тех родителей своим детям, — это опыт выживания и адаптации, усвоенный в постсоветское время. И опыт этот достаточно циничен. Деньги стали мерилом всего, и уже не важно, каким способом они достаются.
На первом месте — "я"
Врач-психотерапевт Республиканского психоневрологического диспансера Валерий Сергеев из общения с молодежью сделал свои выводы.
— Прививается эгоистичная западная культура, где на первом месте я сам, мое благоустройство. Все остальное — второстепенно. Советское воспитание было другим. На первом месте было общество, а потом человек. И то и другое — это перегибы. Золотой середины нам пока так и не удалось достичь, — говорит психолог.
В мире эгоистов без агрессии, к сожалению, обойтись никак нельзя:
— Так как личные границы становятся более широкими, когда они соприкасаются с другими такими же эгоистическими границами, возникает конфликт, агрессия. В этом случае в обществе должна развиваться культура, которая бы смягчила эти отношения, — говорит Валерий Сергеев.
А вот с этим у нас как раз проблема. Культуру вседозволенности, раскрепощенности мы перенимаем слишком быстро.
— Американцы считают, что можно все. Но они шли к этому постепенно. А до нас информация пришла быстро, поэтому культуры западной не хватает. Агрессия в нашем обществе еще ярче выражена, чем даже у них. Но у нас осталось еще старое поколение с советским воспитанием, есть элементы сдерживания. Когда исчезнет это поколение, агрессия будет увеличиваться, — считает психотерапевт.
Но кроме агрессии большая свобода дает и положительные результаты.
— Если я себя люблю, то могу быть более естественным. Молодые люди становятся более раскованными, общительными. Сегодняшнее свободное поведение — это хорошо, — считает психолог.
Разные дети
По мнению психолога Татьяны Сенгеевой, если "при социализме" все были примерно одинаковые, то теперь мировосприятие нынешней молодежи нельзя свести к единому знаменателю. — Есть такие группы, для которых верен принцип: "все, что хочешь делать, дозволено". Такое разгильдяйское отношение к себе, к своей судьбе, к окружающим людям. Но рядом, тут же, есть другая группа людей, которая знает, что надо трудиться и еще раз трудиться, чтобы чего-то добиться, — говорит Татьяна Сенгеева.
По мнению психолога, появление нового слоя смелых и наглых, в хорошем смысле слова, молодых людей обусловлено самим временем:
— Такая молодежь амбициозна и, главное, что-то пробует, делает и не боится. Просто нужно помнить, что сейчас время переходное так и не закончилось пока что. Процесс становления общества идет, — говорит психолог.
Радует, что в этой связи, по сравнению с Россией в целом, Бурятия выглядит достаточно в положительном свете. Как оказалось, некоторыми качествами молодежи, живущей в республике, заинтересовались всерьез даже ученые. Интересное масштабное исследование такого плана провел маститый психолог Юрий Гатанов:
— Были задействованы дети из разных стран, в том числе и наши подростки из Бурятии. Выяснилось, что именно у наших ребят самые высокие показатели творческого развития. Откуда бы, казалось? Да потому что мы сами, не ведая того, создаем им эти условия. У нас смешано столько разных культур. В том числе поэтому молодежь проявляет творческие способности при решении каких-то вопросов. Высокая толерантность, терпимость друг к другу наших ребят — еще один повод для гордости. Феномен нашей молодежи, возможно, скоро будут изучать ученые, которые специально для этого приедут в республику, — рассказывает известный психолог.
Нет идеи — значит, нет будущего
Нынешние повзрослевшие дети живут в основном без какой-то общей связывающей идеи. На смену советским лозунгам ничего так и не пришло. Поэтому представители "потерянного" поколения ищут свой путь каждый сам за себя. Вот и тянется молодежь к бутылке, наркотикам и прочим вредным привычкам, по крайней мере, так считают представители партии КПРФ.
— Я остаюсь человеком той среды, и глубоко убежден, что какая-то форма работы с молодежью должна быть, — говорит секретарь рескома КПРФ Сергей Аюшеев. — Комсомол, пионерия — все это прививало какой-то моральный стержень. К примеру, вспомните, как комсомольцы строили БАМ. В каких тяжелых условиях они жили! Но никто не жаловался. Это был героический труд, они пришли по зову души. Это была школа жизни. Сейчас мы все это потеряли.
По мнению Сергея Аюшеева, сейчас правящая партия не так серьезно относится к занятости молодежи, не интересуется, чем живут и дышат молодые люди. А нет внимания к молодым — значит, нет будущего.
Василиса Шишкина, "Номер один".
Конечно, дети 90-х не воспитывались сами по себе. Они во всех смыслах творения своих родителей. Однако вспомните, как жили взрослые в 90-е и 2000-е.
— Нынешнее молодое поколение — это дети 20- и 30-летних современников начала реформ. Внуки 40- и 50-летних "прорабов перестройки". В то время основная часть взрослого населения страны после недолгого периода надежд погрузилась в состояние растерянности и раздражения. Жизнь начала расцениваться как набор действий для выживания, все сконцентрировались на повседневных проблемах, — говорит социолог Лев Гудков.
Поэтому главное, что смогло передать поколение тех родителей своим детям, — это опыт выживания и адаптации, усвоенный в постсоветское время. И опыт этот достаточно циничен. Деньги стали мерилом всего, и уже не важно, каким способом они достаются.
На первом месте — "я"
Врач-психотерапевт Республиканского психоневрологического диспансера Валерий Сергеев из общения с молодежью сделал свои выводы.
— Прививается эгоистичная западная культура, где на первом месте я сам, мое благоустройство. Все остальное — второстепенно. Советское воспитание было другим. На первом месте было общество, а потом человек. И то и другое — это перегибы. Золотой середины нам пока так и не удалось достичь, — говорит психолог.
В мире эгоистов без агрессии, к сожалению, обойтись никак нельзя:
— Так как личные границы становятся более широкими, когда они соприкасаются с другими такими же эгоистическими границами, возникает конфликт, агрессия. В этом случае в обществе должна развиваться культура, которая бы смягчила эти отношения, — говорит Валерий Сергеев.
А вот с этим у нас как раз проблема. Культуру вседозволенности, раскрепощенности мы перенимаем слишком быстро.
— Американцы считают, что можно все. Но они шли к этому постепенно. А до нас информация пришла быстро, поэтому культуры западной не хватает. Агрессия в нашем обществе еще ярче выражена, чем даже у них. Но у нас осталось еще старое поколение с советским воспитанием, есть элементы сдерживания. Когда исчезнет это поколение, агрессия будет увеличиваться, — считает психотерапевт.
Но кроме агрессии большая свобода дает и положительные результаты.
— Если я себя люблю, то могу быть более естественным. Молодые люди становятся более раскованными, общительными. Сегодняшнее свободное поведение — это хорошо, — считает психолог.
Разные дети
По мнению психолога Татьяны Сенгеевой, если "при социализме" все были примерно одинаковые, то теперь мировосприятие нынешней молодежи нельзя свести к единому знаменателю. — Есть такие группы, для которых верен принцип: "все, что хочешь делать, дозволено". Такое разгильдяйское отношение к себе, к своей судьбе, к окружающим людям. Но рядом, тут же, есть другая группа людей, которая знает, что надо трудиться и еще раз трудиться, чтобы чего-то добиться, — говорит Татьяна Сенгеева.
По мнению психолога, появление нового слоя смелых и наглых, в хорошем смысле слова, молодых людей обусловлено самим временем:
— Такая молодежь амбициозна и, главное, что-то пробует, делает и не боится. Просто нужно помнить, что сейчас время переходное так и не закончилось пока что. Процесс становления общества идет, — говорит психолог.
Радует, что в этой связи, по сравнению с Россией в целом, Бурятия выглядит достаточно в положительном свете. Как оказалось, некоторыми качествами молодежи, живущей в республике, заинтересовались всерьез даже ученые. Интересное масштабное исследование такого плана провел маститый психолог Юрий Гатанов:
— Были задействованы дети из разных стран, в том числе и наши подростки из Бурятии. Выяснилось, что именно у наших ребят самые высокие показатели творческого развития. Откуда бы, казалось? Да потому что мы сами, не ведая того, создаем им эти условия. У нас смешано столько разных культур. В том числе поэтому молодежь проявляет творческие способности при решении каких-то вопросов. Высокая толерантность, терпимость друг к другу наших ребят — еще один повод для гордости. Феномен нашей молодежи, возможно, скоро будут изучать ученые, которые специально для этого приедут в республику, — рассказывает известный психолог.
Нет идеи — значит, нет будущего
Нынешние повзрослевшие дети живут в основном без какой-то общей связывающей идеи. На смену советским лозунгам ничего так и не пришло. Поэтому представители "потерянного" поколения ищут свой путь каждый сам за себя. Вот и тянется молодежь к бутылке, наркотикам и прочим вредным привычкам, по крайней мере, так считают представители партии КПРФ.
— Я остаюсь человеком той среды, и глубоко убежден, что какая-то форма работы с молодежью должна быть, — говорит секретарь рескома КПРФ Сергей Аюшеев. — Комсомол, пионерия — все это прививало какой-то моральный стержень. К примеру, вспомните, как комсомольцы строили БАМ. В каких тяжелых условиях они жили! Но никто не жаловался. Это был героический труд, они пришли по зову души. Это была школа жизни. Сейчас мы все это потеряли.
По мнению Сергея Аюшеева, сейчас правящая партия не так серьезно относится к занятости молодежи, не интересуется, чем живут и дышат молодые люди. А нет внимания к молодым — значит, нет будущего.
Василиса Шишкина, "Номер один".