Деревенский наив Поликарпа Судомойкина
О том, как простой плотник из Бичуры стал известным на всю страну художником, но слава никак не повлияла на его простую и самобытную жизнь.
Впервые о Поликарпе Судомойкине громко заговорили в 2006 году. Его картины в достаточно популярном нынче жанре «наив» привлекли внимание московских этнографов, снимавших в Бичуре фильм об укладе жизни семейских Забайкалья. Слава пришла неожиданно и мощно. В короткий срок о Поликарпе Судомойкине, простом семейском крестьянине, было снято три документальных фильма. «Нежный жанр» был впервые показан на федеральном телеканале «Культура», а фильм «Поликарп и его женщины» до сих пор путешествует по различным «высоколобым» кинофестивалям мира.
В конце 2006 года состоялась первая выставка Поликарпа Ермолаевича, сразу в Москве, в Центральном Доме художника. До этого пенсионер- художник ни разу не был в столице.
Наив, которым определяется творчество художника из Бурятии, -- это стиль живописи, когда картина намеренно упрощается, ее формы делаются примитивными, как народное искусство, творчество ребенка или первобытного человека.
Однако Поликарп Судомойкин, разменявший девятый десяток, никогда живописи не учился и о модных течениях в искусстве вряд ли знает. Оттого его творчество выглядит органичным и неповторимым.
Художник в основном пишет обнаженных женщин, но встречаются в его картинах и религиозные мотивы. Троица, Ева, ищущая Адама вокруг Байкала на рогах у лося, невинно замученная фашистами Зоя Космодемьянская, вариации на тему иконы Троерученицы, спасающей отроковиц, и даже телеведущая Екатерина Стриженова, обнаженная и с гроздью винограда в руке и многое другое.
Более ста полотен, выполненных на простом дереве или холстах, любовно развешены в отдельной избе, куда Поликарп Судомойкин любит водить гостей и рассказывать. К каждой картине у него есть своя история.
-- Женщина должна быть полной, это красиво, - утверждает Поликарп Ермолаевич. – Поэтому я рисую красоту. На каждую работу у меня уходит много времени, какие-то рисую год, какие-то дольше. Как вышел на пенсию, так и начал -- до этого времени не было, всю жизнь пахал в колхозе.
На написание икон в особом стиле его даже благословил батюшка. Многие картины, особенно иконы, Поликарп Судомойкин дарит своим односельчанам.
Деревенский художник с мировым именем живет просто: крепкое хозяйство, картошка, куры, коровы… и любимое увлечение, на которое он тратит почти всю пенсию.
В 13 лет Поликарп Ермолаевич бросил школу и пошел работать в колхоз. На дворе была война, и надо было помогать женщинам и старикам сеять хлеб, пасти скот. Так, в тяжелой работе прошла его трудовая жизнь. А двадцать лет назад, как только вышел на пенсию, он начал творить.
Вместе со своей женой Евдокией Григорьевой, которую он называет не иначе как «моя цыганка» из-за настоящих цыганских кровей, они воспитали пятерых детей. Большая семья относится к увлечению своего патриарха уважительно, помогают, как могут, стараются создать все условия.
После московской выставки и фильмов в Бичуру зачастили разные люди, любители искусства, путешественники, журналисты. В прошлом году дом Судомойкиных принимал большую делегацию из Москвы. Сорок человек едва уместились за щедрым семейским столом, но Поликарп Ермолаевич всегда рад видеть гостей.
Сейчас художник хочет сделать выставку в Улан-Удэ, чтобы и земляки могли увидеть его работы.
Евгения Балтатарова, «Номер один».
Фото Сергея Тарасенко.
В конце 2006 года состоялась первая выставка Поликарпа Ермолаевича, сразу в Москве, в Центральном Доме художника. До этого пенсионер- художник ни разу не был в столице.
Наив, которым определяется творчество художника из Бурятии, -- это стиль живописи, когда картина намеренно упрощается, ее формы делаются примитивными, как народное искусство, творчество ребенка или первобытного человека.
Однако Поликарп Судомойкин, разменявший девятый десяток, никогда живописи не учился и о модных течениях в искусстве вряд ли знает. Оттого его творчество выглядит органичным и неповторимым.
Художник в основном пишет обнаженных женщин, но встречаются в его картинах и религиозные мотивы. Троица, Ева, ищущая Адама вокруг Байкала на рогах у лося, невинно замученная фашистами Зоя Космодемьянская, вариации на тему иконы Троерученицы, спасающей отроковиц, и даже телеведущая Екатерина Стриженова, обнаженная и с гроздью винограда в руке и многое другое.
Более ста полотен, выполненных на простом дереве или холстах, любовно развешены в отдельной избе, куда Поликарп Судомойкин любит водить гостей и рассказывать. К каждой картине у него есть своя история.
-- Женщина должна быть полной, это красиво, - утверждает Поликарп Ермолаевич. – Поэтому я рисую красоту. На каждую работу у меня уходит много времени, какие-то рисую год, какие-то дольше. Как вышел на пенсию, так и начал -- до этого времени не было, всю жизнь пахал в колхозе.
На написание икон в особом стиле его даже благословил батюшка. Многие картины, особенно иконы, Поликарп Судомойкин дарит своим односельчанам.
Деревенский художник с мировым именем живет просто: крепкое хозяйство, картошка, куры, коровы… и любимое увлечение, на которое он тратит почти всю пенсию.
В 13 лет Поликарп Ермолаевич бросил школу и пошел работать в колхоз. На дворе была война, и надо было помогать женщинам и старикам сеять хлеб, пасти скот. Так, в тяжелой работе прошла его трудовая жизнь. А двадцать лет назад, как только вышел на пенсию, он начал творить.
Вместе со своей женой Евдокией Григорьевой, которую он называет не иначе как «моя цыганка» из-за настоящих цыганских кровей, они воспитали пятерых детей. Большая семья относится к увлечению своего патриарха уважительно, помогают, как могут, стараются создать все условия.
После московской выставки и фильмов в Бичуру зачастили разные люди, любители искусства, путешественники, журналисты. В прошлом году дом Судомойкиных принимал большую делегацию из Москвы. Сорок человек едва уместились за щедрым семейским столом, но Поликарп Ермолаевич всегда рад видеть гостей.
Сейчас художник хочет сделать выставку в Улан-Удэ, чтобы и земляки могли увидеть его работы.
Евгения Балтатарова, «Номер один».
Фото Сергея Тарасенко.