Культурный шок
История, достойная громкой театральной постановки, случилась на одной из самых долгожданных строек Бурятии. Бурятский драматический театр имени Хоца Намсараева был последним в череде обновленных объектов культуры к 350-летию вхождения Бурятии в состав России. И он стал слабым звеном, открывшим тайны театральных строек.
Вполовину дешевле
На прошлой неделе МВД Бурятии выступило с туманным заявлением, что располагает фактами «противоправных действий» во время реконструкции театра, которые нанесли ущерб республиканскому бюджету на сумму свыше 20 миллионов рублей. Автором этих самых действий был назван один из руководителей государственного учреждения «Управление капитального строительства» при правительстве Бурятии, который якобы подписывал акты выполненных работ подрядчика без проверки фактического соответствия объемов и характеристик.
«В ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что в 2010 году между министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и ООО «Корона» был заключен государственный контракт на сумму более 139 млн рублей – на реконструкцию и реставрацию Государственного Бурятского академического театра драмы им. Х. Намсараева. ООО «Корона» занималось поставкой и монтажом звукового и светового оборудования, предъявив к оплате стоимость выполненных работ на сумму свыше 44 млн рублей при их фактической стоимости чуть более 22 млн рублей», - сообщается в официальном пресс-релизе ведомства.
Однако на чем основываются такие заявления, нам узнать не удалось. МВД Бурятии передало все имеющиеся факты в Следственный комитет, и сказать что-то конкретное по делу отказалось. В СК, в свою очередь, посетовали на то, что полиция немного поторопилась с обнародованием этой новости, так как по делу все еще идут следственные мероприятия. За неимением официальной информации, мы провели собственное небольшое расследование.
Странный аукцион
Миллионные контракты, как в случае с Бурдрамой, заключаются после открытых аукционов, где заявленные игроки играют на понижение изначальной суммы. В расчет берутся и другие показатели, но все-таки основную роль играет цена: кто за меньшую стоимость сделает тот же объем работ, тот и выиграл. Попасть на конкурс тоже непросто - нужно пройти этап проверки документов, соответствия действующему законодательству и т.д.
В 2010 году министерством строительства Бурятии был объявлен аукцион на поставку и монтаж сценического оборудования в театр бурятской драмы. Начальная стоимость контракта была чуть больше 141 миллиона рублей.
Среди участников аукциона была иркутская компания «Азия Трейд Мьюзик», которая поставила и смонтировала оборудование в двух других театрах столицы: Русском драматическом и театре оперы и балета. К слову, в том же 2010 году «Азия Трейд Мьюзик» стала обладательницей престижной отраслевой премии ProIntegration Awards в номинации «Лучшее решение для объектов культуры, досуга и отдыха» за проект комплексной реконструкции и инсталляции Русского драматического театра имени Н. Бестужева в Улан–Удэ. Финалистами премии, наряду с драматическим театром, были такие знаковые объекты, как Кремль. Сегодня иркутская компания, имеющая в штате более 400 высококлассных специалистов, работает над звуком и светом на таких масштабных проектах, как «Олимпиада в Сочи-2014» и «Храм Христа Спасителя».
Несомненно, «Азия Трейд Мьюзик» была фаворитом аукциона, так как соперники даже близко не стояли рядом. Например, выигравшее аукцион ООО «Корона» официально занимается общепитом. Его генеральный директор Артак Акопян известен всем как владелец ресторана «Золотая Корона» в парке им. Орешкова.
- Представляете себе удивление специалистов, когда на конкурс заявились представители общепита? – вопрошает наш анонимный источник, знакомый с ситуацией. – Иркутяне почти год готовили проект, привлекали итальянских специалистов, готовили техническое задание с новейшей американской аппаратурой, чтобы быть на уровне, как в других театрах республики. А тут такой облом.
Директор «Азия Трейд Мьюзик» еще на этапе рассмотрения заявок подал жалобу в УФАС. В основном она касалась несоответствия видов деятельности конкурентов целям аукциона. Однако были и еще любопытные моменты. Согласно тексту жалобы, еще до опубликования протокола рассмотрения заявок аукциона со стороны представителей ООО «Корона» были предложения вступить в сговор, а потом и угрозы.
Антимонопольная служба жалобу признала частично обоснованной, и аукцион приостановила до устранения нарушений. Позже решение было обжаловано в суде, и ООО «Корона» стало исполнителем контракта, который, как мы видим, был выполнен с нарушениями.
Где собака зарыта
Технически сложные и узкоспециализированные контракты, такие как в случае с Бурдрамой, могут быть субъективными в силу отсутствия у нас специалистов подобного профиля. Но ведь техническое задание с четким перечнем оборудования и объема работ, вплоть до последней гайки, было выполнено иркутскими профессионалами. Откуда сейчас у МВД появилась сумма в 20 миллионов ущерба? Кто и как оценивал купленное оборудование?
- Оборудование либо соответствует контракту, либо нет, третьего не дано, - говорит наш источник. – Если слухи верны и армянские рестораторы действительно купили дешевое китайское оборудование вместо американского (а последнее точно не покупалось), то контракт на всю сумму 139 миллионов должен быть признан недействительным.
Возникают вопросы и по виновнику. МВД обвиняет «одного из руководителей» управления капитального строительства, не называя его имени. Ведомство, скорее всего, осторожничает, так как уголовного дела еще нет. В управлении есть только один руководитель с правом подписывать акты, и зовут его Сергей Шабалов, одиозный в прошлом спортивный чиновник, в народе называемый «племянником Наговицына». Но Шабалов вступил в должность совсем недавно и нести ответственность за дела прежнего руководителя не может. Его предшественник Евгений Восканянц летом этого года был неожиданно уволен и сейчас работает в коммерческой фирме. Именно к нему, как считают специалисты, у органов сегодня есть претензии по Бурдраме.
Опасные игры
Какая связь была или есть между Евгением Восканянцом и директором ООО «Корона» Артаком Акопяном, нам остается только гадать. Но в бытность первого директором управления, ООО «Корона» выиграло еще один контракт в ходе открытого аукциона в размере 30 миллионов рублей. Фирма построила футбольное поле с искусственным покрытием в селе Турунтаево Прибайкальского района. Более рестораторы-строители в торгах не участвовали.
Вообще, если дело все-таки будет заведено и дойдет до суда, нас ждут весьма интересные подробности работы одного из самых закрытых и влиятельных ведомств Бурятии. Управление капитального строительства при правительстве Бурятии заслуживает отдельного внимания, так как заведует абсолютно всеми стройками в республике, осуществляемыми за счет государственного бюджета, а это миллиарды рублей. Только за два года - с 2008 по 2010 гг. - небольшое бюджетное учреждение приобрело семь автомобилей премиум-класса типа «Ниссан Патрол», «Тойота Камри», «Тойота Лэнд Крузер» и т.д. на общую сумму 10,5 миллиона рублей.
Будет ли наказан Евгений Восканянц - большой вопрос. Чиновник был уволен без лишнего шума и пыли, а на его место пришел еще более «секретный человек». При этом ООО «Корона» тоже вряд ли сильно пострадает, судебные тяжбы на основе государственных контрактов - дело долгое и глухое. Пострадавшими пока признаются только любители театра. Из-за опасных миллионных интриг в правительственных и бизнес-кругах мы остались без хорошего света и звука.
Евгения Балтатарова, «Номер один».