Проблемный карьер
Несколько небольших бурятских сел в Кяхтинском районе оказались на пути промышленного предприятия. Огромные 60-тонные грузовики везут уголь с месторождения Окино-Ключи на Гусиноозерскую ГРЭС, при этом разрушая дорогу и усложняя жизнь местных жителей.
Три года назад в местности Окино-Ключи в Бичурском районе Бурятии торжественно начались первые работы на угольном месторождении. Добычей на разрезе занимается предприятие ООО «Угольный разрез», а перевозкой добытого угля на ГРЭС -- ООО «Лого Транс Энерго». Как тогда объяснялось, уголь был жизненно необходим для запуска четвертого энергоблока Гусиноозерской ГРЭС. Однако реальность вышла другой.
- У нас нет поступающих налогов от Окино-Ключевского угольного разреза, - заявлял глава Кяхтинского района Валерий Цыремпилов в интервью газете «Кяхтинские вести» осенью прошлого года. - Но зато есть головная боль. Большегрузные машины перевозят уголь из Окино-Ключей по территории нашего района, принося лишь сплошные неудобства жителям Субуктуя, Большого Луга, Усть-Кяхты, Хоронхоя.
Жители села Субуктуй жалуются на пыль, заносящую их дома и дворы, стайки для скота, сельскохозяйственные угодья, и на вредные выбросы от сгорания топлива. Невозможно ни детей выпустить погулять, ни белье развесить. Дети мучаются аллергией, часто болеют. Покрытое пылью и пахнущее гарью сено не хочет поедать скот. Грохот от несущихся машин (по словам жителей, ночью не соблюдается скоростной режим) пугает сельчан и не дает им спокойно спать. При этом грузовики идут один за другим.
«Особенно страдаем мы - те, кто живет ближе к дороге, наше здоровье пошатнулось, - говорят жители, - среди нас есть дети и пожилые люди».
Жители местных сел пишут жалобы в разные инстанции, в том числе и в прокуратуру.
- Действительно, у нас есть жалобы от местных жителей, - подтвердила заместитель прокурора Кяхтинского района Ксения Потехина. – В районе села Субуктуй специалистами Роспотребнадзора были сделаны замеры воздуха, которые показали незначительное превышение допустимых норм содержания вредных веществ. В июне 2012 года мы внесли представление на имя руководства ООО «Угольный разрез», чтобы они приняли меры. И меры были приняты, они стали закрывать машины с углем специальными пологами, а в летнее время возле населенных пунктов пустили поливальную машину, чтобы было меньше пыли.
Однако неудобств от этого для местных жителей меньше не стало. Они продолжают жаловаться на шум и пыль. Представители угольного разреза при этом ничего не могут им предложить, кроме как «потерпеть».
Директор Окино-Ключевского разреза Валерий Трубилин объяснял, что все зависит от руководства в Москве, которому принадлежит угольный разрез. Оно не вложит инвестиции в развивающееся предприятие, пока не выйдет на уровень добычи 3 миллиона тонн угля в год. Тогда только можно будет говорить о таких дорогостоящих проектах, как строительство объездной технологической дороги, а тем более железной дороги, которая снимет все проблемы. Но чтоб дождаться этого, Трубилин попросил жителей потерпеть еще года 2-3.
Кроме пыли и грохота, машины угольного разреза изуродовали единственную нормальную дорогу, соединяющую четыре малых села с цивилизацией. Дорожные специалисты района и простые жители отмечают, что дорога, по которой перевозят уголь, не предназначена для такой нагрузки. Сегодня она в ужасном состоянии, разбита, давно исчерпала свои ресурсы и нуждается в капитальном ремонте.
- Дорога, по которой производятся перевозки угля, является дорогой районного значения, - говорит Ксения Потехина. – На ней были установлены нарушения, несоответствия нормативам, прописанным в законодательстве. В ноябре 2012 года нами было внесено представление на имя главы района об устранении нарушений. В зимний период дорога не ремонтировалась, но весной район должен начать ремонт. В любом случае этот вопрос на контроле прокуратуры.
То есть ремонтировать дорогу должен все-таки район, а не бизнес, который ее разрушает.
- На дороге не просто ямы, там овраги, по которым может проехать только внедорожник, - говорит редактор газеты «Кяхтинские вести» Виктория Анчикова. – Многим, чтобы съездить в районный центр или в Улан-Удэ, приходится искать объездные тропы, которые в любом случае лучше, чем эта дорога.
Как нам сообщила Виктория, в селах, например в Субуктуе, нет мобильной связи, а теперь и дороги. Что делать людям, если понадобится скорая помощь, полиция или пожарные? Плюс ко всему тяжелые грузовики создают опасность для деревенской детворы, которая постоянно играет на улице.
В конце прошлого года в Усть-Кяхте произошла трагедия. На разбитой дороге, под колесами большегрузного автомобиля ООО «Угольный разрез» погиб ребенок. По данному факту было заведено уголовное дело.
Вячеслав Назаров, для «Номер один».