Смертельный прыжок
Трагедия
50-летний Юрий Базаров работал в системе лесного хозяйства с 1987 года, за 20 лет принимал участие в тушении самых сложных пожаров. Когда опытный парашютист-пожарный 2 класса вышел на пенсию, найти нормальную работу в родном Сосново-Озерске не получилось. Пенсии на жизнь не хватало – в семье растут сын и дочь, оба еще школьники. После перерыва Юрий Базаров решил вернуться на прежнюю любимую работу.
- Год Юрий отработал десантником-пожарным (это специалист, который спускается на пожар с вертолета на спусковом устройстве), а в этом году мы организовали две группы для обучения парашютистов, в одну из них изъявил желание пойти Юрий Базаров, - рассказывает Николай Брянский, руководитель Забайкальской базы авиационной охраны лесов. - В Улан-Удэ парашютисты проходили теоретическую подготовку, а на авиабазе в селе Хоринск они должны были проходить воздушную тренировку.
Через два дня, утром 7 апреля, были организованы первые учебные прыжки из самолета с высоты более тысячи метров.
- На борту находилось 11 человек – семеро с парашютами ПТЛ-72 и четверо пожарных, экипированных парашютной системой «Лесник-3». «Семерке» начинающих парашютистов прыгать запретили – скорость ветра свыше 5 м/с, остальные прыгнули, - сообщает Андрей Найданов, старший следователь Хоринского МСО СУ СК РФ по РБ.
Первым из пожарных прыгнул Юрий Базаров. Однако во время прыжка у мужчины не раскрылся парашют. По каким-то причинам за кольцо резервного парашюта пожарный дернул уже около земли, но он не успел раскрыться и спасти его - в результате падения на землю Юрий погиб, полученные травмы оказались несовместимы с жизнью.
- Предварительно нам известно, что у него захлестнуло стропу вспомогательного парашюта, и большой, основной купол не открылся, - говорит Николай Брянский.
По факту гибели парашютиста сейчас проводится проверка. Парашют погибшего будет направлен на исследование, которое установит, была ли неполадка в парашютной системе и какова ее причина. В ходе проверки также будут выяснены и вопросы о полноте принятых руководством десантно-парашютной службы мер безопасности.
Причины трагического случая также расследуются специально созданной комиссией, направленной из Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу.
Опасная работа
Из 340 совершенных Юрием Базаровым прыжков 105 было совершено на тушение лесных пожаров. В каких невероятно сложных условиях приходилось ему, как и его товарищам, работать, многие не знают.
- Представьте, определено место высадки, пожарные выпрыгивают в тайгу, помощи им ждать абсолютно неоткуда - ни дорог, ни населенных пунктов рядом может не быть на 20-30 км, - рассказывает Григорий Данцев, заместитель руководителя по летной работе Забайкальской базы авиационной охраны лесов. – С собой обычный спальный мешок и палаточка, часто приходится спать на мерзлой земле. При этом огонь может прийти к пожарному с любой стороны.
Людей в системе пожарной охраны лесов не хватает, так же как и средств, выделяемых на тушение. Сегодня штат Забайкальской базы авиационной охраны лесов состоит из 200 человек, из них на всю Бурятию приходится всего 112 десантников и парашютистов. Для сравнения, в пору, когда авиабаза была самостоятельной структурой, численность десантников-пожарных и парашютистов-пожарных доходила до 600 человек. Если говорить о воздушных судах, то основная сложность заключается в том, что на вооружении у пожарных леса вот уже несколько лет нет вертолета.
- В труднодоступные лесные районы мы может сбросить пожарных, а вот обратно забрать их без вертолета очень сложно, - говорит Николай Брянский. – Пожарным приходится преодолевать многие километры бездорожья, чтобы с парашютом и таборным имуществом выйти к месту, где их может забрать машина. В прошлом году в конце октября в Кабанском районе загорелся лес, забросили туда самолетом людей, а потом началась непогода. За три дня снег выпал по колено, на Байкале шторм, вывести пожарных нет возможности. Как только волна чуть стихла, мы на свой страх и риск вывезли людей на лодках.
За риск – мизерная зарплата
Если бы на тушение лесов выделялось достаточно средств, можно было бы арендовать «восьмерку». АН-8 – вертолет дорогой, один час стоит около 100 тысяч рублей. Между тем, в этом году на тушение и мониторинг лесных пожаров был выделен всего 31 миллион, а чтобы выполнять кратность патрулирования лесов, наблюдать за лесопожарной обстановкой, авиабазе требуется около 200 миллионов.
- При всей сложности и опасности нашей работы люди получают, можно сказать, мизерную заработную плату, - говорит руководитель авиабазы. - С 2007 года наша зарплата ни на одну копейку не повышалась. Юрий Базаров за прошлый год заработал 150 тысяч - это чуть больше 10 тысяч в месяц с прибавками за стаж и выслугу. А те, кто только приходит к нам на работу, как им жить? Тарифная ставка парашютиста в смену составляет 3207 рублей.
По решению Рослесхоза семье погибшего Юрия Базарова будет оказана материальная помощь в размере 1 миллиона рублей. Также по совместному решению с Республиканским агентством лесного хозяйства жене и двум детям погибшего будет перечислена годовая зарплата пожарного в размере 153 тысяч рублей.
Коллективы Республиканского агентства лесного хозяйства, ГКУ РБ «Лесничество», ГБУ РБ «Авиационная и наземная охрана лесов» выражают глубокие соболезнования родственникам и друзьям Юрия Базарова.
Любовь Ульянова, «Номер один».
Фото Марка Агнора.