Янтарь спасет бурятский нефрит
В скором времени для черных копателей, промышляющих в Бурятии нефритом, может быть заметно ужесточена ответственность.
Законопроект о кратном повышении штрафов подготовило Заксобрание Калининградской области, где есть такая же проблема, что и в Бурятии, – только с янтарем
Проект уже поддержал комитет Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Теперь слово за Госдумой, у которой, на первый взгляд, нет никаких оснований его отклонить. Законопроект предполагает повышение штрафов за незаконное использование недр. Если сегодня нарушитель платит за это три-пять тысяч рублей, то после утверждения закона штраф вырастет до 10-20 тысяч рублей.
В Калининградской области сосредоточено порядка 90 процентов мировых запасов янтаря. Примерно та же цифра фигурирует и при расчетах запасов нефрита в Бурятии. И проблемы там примерно такие же – если не брать в расчет громкие скандалы с переделами нефритового рынка в Бурятии.
Нелегалы добывают тонны камня, тем самым нанося вред не только экономике региона и легальным добытчикам, но и окружающей среде.
Не так давно минприроды разработало законопроект о приравнивании нефрита к янтарю в юридическом плане. На деле это означает те же нормы ответственности для нелегальных добытчиков. Это произошло после того, как местные власти и силовики смирились с тем, что федеральные органы не пойдут на приравнивание нефрита к драгоценным камням. Между тем, если бы такая норма была принята, то ответственность для черных копателей стала бы гораздо более жесткой.
Кстати, бурятская таможня, отчитываясь за прошлый год, выразила беспокойство из-за того, что снизилось количество легального нефрита, провозимого через границу. Это, по мнению таможенников, может говорить о росте нелегального потока, особенно через другие направления, такие как Казахстан. Причем сокращение произошло довольно резкое. Если в 2012-м и 2013 году из Бурятии было вывезено 419 и 405 тонн соответственно, то в 2014 году эта цифра упала до 256 тонн.
Причин для такого падения нет. Рынок нефрита растет и развивается, потребность в камне в Китае меньше не стала. А значит, черные копатели, добывающие зеленое богатство Бурятии "мимо кассы", возможно, нарастили обороты и наладили новые каналы транспортировки.
Владимир Пашинюк, «Номер один».