Одним омбудсменом больше
Ряды омбудсменов в Бурятии в скором времени пополнятся новой фигурой. Имя ее еще пока неизвестно, но известна должность. На ближайшей сессии депутаты Хурала рассмотрят законопроект об уполномоченном по правам коренных малочисленных народов.
Эта должность, как следует из проекта, создается «в целях содействия реализации гарантий государственной защиты прав коренных малочисленных народов, проживающих на территории Республики Бурятия, признания и соблюдения этих прав органами государственной власти Республики Бурятия, органами местного самоуправления в Республике Бурятия, организациями, их должностными лицами».
Действие этого закона будет распространяться на тех, кто относится к малочисленным и коренным народам, включая предпринимателей, на общины, общественные организации таких народов, и даже тех, кто не относится к малочисленным народам, но проживает в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
Права и обязанности у него примерно такие же, как и у остальным омбудсменов, работающих в республике. Их сейчас трое: Юлия Жамбалова – по правам человека, Анатолий Дашиев – по правам предпринимателей и Татьяна Вежевич – по правам ребенка.
Количество уполномоченных в Бурятии регулярно прибавляется. Но с еще большими темпами растет их число на федеральном уровне.
Сейчас в России уже рассматривается возможность создания таких должностей, как уполномоченный по правам инвалидов, уполномоченный по правам женщин, и уполномоченный по правам автомобилистов.
Если такие омбудсмены появятся на федеральном уровне, то, скорее всего, и регионы захотят заполучить эти должности. Бурятия в данном случае вряд ли станет исключением, даже несмотря на оптимизацию и сокращение – ведь это не останавливает власти вводить омбудсмена на правам коренных и малочисленных народов.
Можно только предполагать, какие еще должности появятся в Бурятии в будущем. Вполне вероятно, что через десяток-другой лет мы будем иметь уполномоченного по правам журналистов, по правам фермеров, по правам спортсменов. А может быть, и по правам депутатов – почему бы и нет?
Кстати, в прошлом году Госдума предлагала создать комиссию по защите… правозащитников. Логичным было бы продолжить эту цепочку – комиссия по защите членов комиссии по защите правозащитников – и так далее. Не очень понятно, почему они не догадались в этом случае ввести должность очередного омбудсмена.
Чем больше появляется в России и в Бурятии омбудсменов, тем больше категорий граждан нуждается в защите. И тем больше обязанностей, которые должны выполнять органы власти перекладывается и дублируется спорными должностями практически министерского уровня.
Владимир Пашинюк, «Номер один»