Переломный год турзоны в Бурятии
«Байкальская гавань» вступает в новый этап развития. В двух из пяти участков турзоны государство полностью выполнило свои обязательства.
Это участки «Турка» и «Пески». Теперь частные инвесторы должны вплотную приступить к строительству задуманных объектов.
Гостевое место
«Многие не совсем понимают, почему турзону решили развивать именно в этих местах. Помните, в советское время существовали такие серьезнейшие структуры, как Госплан, Госстрой? В 1980-х годах – в территориальной схеме охраны природы – они определили байкало-котокельскую зону как самую оптимальную территорию для развития туризма на побережье Байкала. Сегодня турзона открывает большие возможности для всей республики и для людей, живущих около турзоны», – говорит Игорь Оленников, руководитель филиала ОАО «Особые экономические зоны» в Бурятии.
По оценкам специалистов, турзона является одной из новых «точек роста» Бурятии. Туризм – это не только построить гостиницу, и все. Взять хотя бы питание туристов. Если то, что будет кушать турист – мясо, масло, молочные продукты, картофель, мед, овощи, вплоть до таежной ягоды, орехов, черемши, других дикоросов и даже местной дичи, омуля, другой рыбы, производить в Бурятии, то это даст большой толчок к росту сопутствующих отраслей экономики республики.
«Байкальская гавань» – федеральный проект. Напомним, Министерство экономики России в 2006 году объявило конкурс на создание особых экономических зон. Бурятия подготовила заявку и в 2007 году она была одобрена. Это и можно назвать началом. Турзон было утверждено несколько, но самое большое развитие получила наша.
Когда Бурятия составляла заявку, пригласили экспертов мирового уровня. Они подтвердили выводы советских специалистов. А, например, гору Бычью назвали чуть ли не лучшей по природным характеристикам территорией для горнолыжного курорта за Уралом.
Государственные инвестиции
Проект «Байкальская гавань» тянет за собой массу другого. Многие уже забыли, что крупные инфраструктурные стройки в РБ осуществляются в связке с турзоной.
«Так, в рамках реализации проекта «Байкальская гавань» проводится реконструкция дороги «Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян», что, в свою очередь, позволит жителям и гостям нашей республики с комфортом добраться до особой экономической зоны.
Выполнена комплексная реконструкция ПС 220/110/10 кВ «Татаурово», что позволит выдать мощность в северные районы республики по ВЛ 220 кВ «Татаурово — Горячинск – Баргузин», к строительству которой приступили. Данная ВЛ 220 кВ будет двухцепной, протяженностью 300 км и сможет обеспечивать растущие потребности в мощностях ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», а также позволит повысить надежность электроснабжения Прибайкальского, Баргузинского, Курумканского районов республики.
«Также в планах проведение реконструкции аэропорта «Горячинск», что позволит связать авиасообщением особую экономическую зону и Прибайкальский район с Улан-Удэ и другими близлежащими аэропортами», – перечисляет руководитель филиала некоторые плюсы, которые дала республике турзона, еще даже не начавшая работать.
Участок «Турка» называют морскими воротами «Гавани». Здесь можно держать связь с иркутским берегом, координируя работу с иркутскими турфирмами. До 1989 года Бурятия была закрыта для зарубежных туристов. Поэтому в мире Байкал ассоциируется с Иркутском. В настоящее время республика старается изменить это ошибочное представление. С «Гаванью» республика сможет изменить стереотип в свою пользу. «Байкал – это Бурятия!» – будут говорить в России и мире…
И вот в «Турке» и «Песках» государство выполнило обещания. Там построены и введены в эксплуатацию более 40 объектов инфраструктуры.
В феврале нынешнего года турзоне исполнилось восемь лет со дня создания! Надо переходить к новому этапу.
«Сегодня нам необходимо четко понимать реальные планы и возможности инвесторов, для того чтобы двигаться дальше. В марте у нас прошли рабочие встречи с инвесторами по вопросу реализации их проектов на всех участках ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань». Инвесторами разъяснена ситуация о том, как на них скажется их бездействие и несоблюдение условий соглашений о ведении туристской деятельности. Объективно надо сказать, что сроки строительства затянуты. Одна из главных задач сегодня – не допустить увеличение отставания. К сожалению, нам не удастся его сократить, но мы будем стараться не увеличивать его. Это тоже важно», – говорит Игорь Оленников.
Денег на строительство гостиниц и других туробъектов государство уже не даст.
13 друзей «Гавани»
На территории «Байкальской гавани» зарегистрировано 13 компаний-резидентов. «Общий объем заявленных инвестиций – более 44 млрд рублей. Резиденты получают налоговые льготы. Так, на 5 лет их полностью освобождают от налогов на имущество и землю, а следующие пять лет ставка налога составит 50 процентов. Также будет снижен налог на прибыль», отмечают в турзоне.
Например, территория участка «Турка» распределена среди восьми резидентов, подписаны договоры аренды, и больше свободных зон здесь нет.
Двое резидентов уже приступили к строительству своих объектов. Один строит комплекс из большого ресторана в форме перевернутой лодки и гостиничных номеров. Другой задумал возвести выставочный и яхтный комплекс с эллингом (стоянка для яхт).
В 2015 году закончит проектирование и начнет стройку и третий инвестор (кафе и коттеджный комплекс с этническим бурятском колоритом). Четвертый должен вскоре приступить к VIP-коттеджам. В целом среди резидентов «Турки» немало компаний из РБ.
В «Песках» московская фирма, которая брала участок в аренду, не смогла реализовать свои планы и резко сократила площадь под свой проект. Заявившись на большую территорию, они ужались до небольшого кусочка. Сейчас к освободившимся гектарам присматриваются новые претенденты, взвешивают свои силы. К резидентам, которые откладывают начало строительства по объективным причинам, относятся с пониманием.
Когда распространилась новость, что на двух участках «Гавани» государство добросовестно выполнило свои обязательства, что инфраструктуру можно увидеть своими глазами, интерес к турзоне вырос.
«Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в стране, начало текущего года отмечено возросшим интересом со стороны крупных зарубежных и отечественных инвесторов. Компании приходят к нам с интересными предложениями», – предупреждает нерасторопных партнеров наш собеседник.
Кстати, перед бурятским малым бизнесом тоже открывается возможность работать с крупными резидентами «Гавани», занимая те ниши, которые «крупняк» сам занимать не будет – хлопот много, а прибыль скромная. Наладить сотрудничество и делать бизнес «в тени гигантов», в кооперации с ними, вполне реально.
Число туристов, приезжающих в Бурятию, растет. Львиную долю туристов составляют россияне. Учитывая скачок курса доллара, сделавший заграничные поездки дорогими (а поездки «оттуда», наоборот, дешевыми), и сложную геополитическую ситуацию, которая побудила власти РФ запретить выезд российским полицейским, судьям и другим силовикам во многие страны мира, поток туристов в Бурятию будет расти. По планам, в республике в 2015 году ожидается чуть ли не один миллион туристов. Основная их часть, несомненно, поедет на Байкал…
Новые веяния
В 2014 году подписаны соглашения с тремя новыми резидентами. Они планируют свои проекты на самом удаленном участке «Бухта Безымянная», который расположен в очень живописном месте на мелководье с песчаными пляжами.
«Стоит отметить, что резиденты проектов взяли на себя обязательства самостоятельно построить всю необходимую инфраструктуру. Т.е. строительство инфраструктуры для новых проектов на Байкале не потребует расходов со стороны государства. Впервые за время работы все затраты берут на себя сами резиденты. Сейчас компании готовят техзадание на разработку проекта планировки территории. Затем планируется проектирование инженерной инфраструктуры и туристских объектов», – говорит Игорь Оленников.
Пять участков представят туристам и летний, и зимний отдых. Для того чтобы проект «Байкальской гавани» был рентабельным, надо предлагать разнообразные турпродукты в любое время года. Поэтому между их запуском в эксплуатацию желательно не допустить большого разрыва.
С учетом текущего развития реализовываются новые подходы к турзоне.
Освоение участков «второй очереди» планируется развивать по другому принципу. На примере «Турки» и «Песков» государство сработало на опережение, показало, что оно выполняет свою часть работы.
На участках «второй очереди» государство планирует строить инфраструктуру не предварительно, а одновременно с резидентами. По этому принципу, например, будет развиваться участок «Горячинск». Он находится на этапе проектирования, есть две компании-резидента. В начале лета ожидается завершение государством разработки проекта планировки территории и выделение резидентам уже конкретных мест с подписанием договоров аренды на земельные участки.
Петр Санжиев, «Номер один».