Запретная любовь
15 и 16 мая состоится премьера спектакля «Баядерка». Речь идет о Древней Индии, где живут брахманы, где люди верят в перерождение, а танцовщицы, обязаны держать обеты безбрачия.
«Баядерка» Л. Минкуса – классическое произведение, любимое у многих балетмейстеров и артистов балета. «Это шедевр классического балета, - говорит Морихиро Ивата, художественный руководитель театра оперы и балета. – Считается, если «Баядерка» имеется в репертуаре театра, значит, в театре все хорошо. Эмоциональная выразительность музыки, драматизм сюжета и красота хореографии – это то, чем пленит «Баядерка» зрителей в разных уголках мира».
Действие спектакля происходит в Древней Индии. В центре внимания танцовщица-баядерка Никия, которой запрещено в кого-либо влюбляться, ведь она полностью посвятила себя Богу. Но сердцу не прикажешь, и она влюбляется в молодого охотника Солора, которого богатый правитель Брамин хочет женить на своей дочери Гамзатти.
Дворцовые интриги Великого Брамина и мстительная ревность дочери раджи Гамзатти приводят героев к свадьбе с трагическим финалом и последней встречей Никии и Солора в царстве теней.
«Эту историю знают все, - говорит Морихиро Ивата. – Но каждый артист исполняет по-своему. И здесь интересно наблюдать именно актерскую игру. В «Баядерке» важно не только ставить ноги в пятую позицию и поднимать их, самое главное - показать внутренние переживания героев. И я думаю, у наших артистов это получается хорошо. Во время каждой репетиции они добавляют что-то новое, каждый раз разные эмоции».
Стоит отметить тот факт, что главные партии влюбленных исполняют сами влюбленные – Вероника Миронова и Булыт Раднаев. «Сейчас идет сложный процесс, - говорит Вероника Миронова. – Чем старше становишься, тем больше ответственности. Постоянно думаешь, как исполнить то или иное действие, почему с героями происходит что-то, начинаешь искать информацию. С одной стороны, это подражание индийскому танцу, с другой стороны, это классический балет. Как найти в этом баланс – главный вопрос».
С артистами работают несколько именитых педагогов-репетиторов - Вадим Писарев и Наталья Чеховская. Это самые известные в балетном мире имена. Морихиро Ивата долгое время работал с ними: «Вадим Писарев - потрясающий артист. Когда я был молодым, для меня он был потолком в балетном искусстве. Я очень рад, что он согласился работать с нами. Его колоссальный опыт, знания и умения будут полезными для наших артистов. Наталья Чеховская – грамотная, красивая артистка, за плечами которой множество наград и побед. Также специально для спектакля приедет дирижер-постановщик Александр Павлович Сотников. Ранее работал в Большом театре, сейчас он сотрудничает в качестве приглашенного дирижера с многими мировыми театральными оркестрами. Музыка – важная составляющая спектакля, а Александр хорошо знает именно «Баядерку».
Главные партии, помимо Вероники Мироновой и Булыта Раднаева, исполняют ведущие солисты театра Баярма Цыбикова, Баир Цыдыпылов. В постановочную группу также вошли художник-постановщик Николай Шаронов (Большой театр), художник по свету Константин Никитин (Большой театр).
С такой именитой командой Морихиро Ивата не сомневается в успехе «Баядерки». Однако именно в Бурятии спектакль обретает особый смысл.
«Буддизм, индийская тема в нашем регионе очень актуальны, - говорит Морихиро Ивата. – Раньше, когда я работал в Большом театре, я видел «Баядерку», но никогда не задумывался о тех моментах, которые важны здесь. Например, во время костра артисты отказались идти против часовой стрелки, т.к. для бурятского народа ввиду религиозных особенностей движение идет всегда по часовой стрелке. Поэтому мы немного исправили классический спектакль. Европейцы не знают о буддизме, обычаях, как ладони надо складывать и т.д., а здесь все это знают. Наши артисты могут показать эти особенности».
Морихиро Ивата также добавил о том, что артисты бурятского балета в отличие от многих других артистов неиспорченны и естественны: «В каждом театре есть свои плюсы, где-то это идеальные балерины, в других - современные танцы. В нашем же театре сильная сторона – это классический балет. Духовность, настроение, эмоции и форма – это то, что отличает наш театр от других».
Соня Матвеева, «Номер один».