«Бессмертный полк» как культ
Как оказалось, ни одно политическое или культурное событие у нас не способно собрать воедино общество, кроме как память и скорбь.
Акция «Бессмертный полк», прошедшая 9 мая по улицам Улан-Удэ, собрала 15 тысяч человек. Государство создало, по сути, религиозный проект, на который население Бурятии дало свое согласие.
«Бессмертный полк», безусловно, - придумка культовая, очень смахивающая на религиозную, вплоть до языческих форм или каких угодно. Люди прошли то ли крестным ходом, то ли просто многотысячной толпой, и помолились каждый за своего близкого, и за всех разом. Учитывая, что есть и божество в виде Победы, то вся концепция приобретает законченный вид.
Плохо ли это? Нет. Скорее отлично, а может и гениально. В кои-то веки государство решило сыграть не на отрицательных качествах объединения населения – будь то воинствующий патриотизм или поиск врагов внутренних или внешних. Но на позициях, извиняюсь, доброты и сострадания и памяти.
Безусловно, как и подобает в государстве, сама тема была грубо украдена. Несколько лет назад ее придумали в Томске общественниками и телекомпанией ТВ-2, ныне разгромленной государством же. Однако даже этот корявый факт не мешает считать мероприятия 9 мая по всей стране грандиозными, и заслугой обычно невразумительного государства по отношению к своим гражданам.
Что будет дальше? Главное - не сделать «Бессмертный полк» аналогом демонстраций 70-80 годов по поводу Октябрьской революции. Не надо гнаться за рекордами, ставить планы количества участников и сгонять всех силком. Не надо в сельских муниципалитетах Бурятии соревноваться, кто больше соберет с деревень народа, чтобы пройти по районному центру с иконостасом в виде ликов родных и близких.
Есть слабая надежда, что если власть внезапно придумала для своих подопечных качественный культ с готовым обрядом на миллионы человек, но интимный по своей сути, то ей хватит ума не опошлить это все бюрократией и планированием. А также не всовывать в «Бессмертный полк» безумный в массе своей псевдопатриотический лубок. Пусть это будет религиозным культом, когда отдельные семьи выходят к обществу и все вместе миллионами молятся об ушедших во имя цели. Большего функционала от «Бессмертного полка» и не требуется для объединения нации.
Виктор Золотарев, «Номер один».