Анатолий Кушнарев: семейские - не народ
В Бурятии отмечают 250-летие заселения ее территории православными христианами-старообрядцами
Два с половиной века назад пришла первая массовая партия переселенцев. Приверженцы этого ответвления православного учения получили в наших краях название «семейские». Главные мероприятия состоятся 7, 8 и 9 августа в рамках встречи старообрядцев мира «Путь Аввакума».
Нет такого этноса
В Бурятии семейские составляют, по разным оценкам, от 15 до 18 процентов населения. Правда, некоторые говорят о 20 процентах. Это самое крупное компактное сообщество староверов в мире!
Состоится этнофорум «Всестарообрядческий съезд», научно-практическая конференция, фольклорный фестиваль-конкурс «Раздайся, корогод». Впервые в республике пройдет конкурс семейских усадеб. На фестиваль приедет даже ансамбль русской песни из китайского города Эргун.
Сегодня поставлена точка в важнейшем вопросе семейской жизни – являются ли они народом, смогли ли семейские за эти века сложиться в народ? Пусть очень близкий русскому народу (как украинцы, беларусы), но отдельный. Теперь признано, что не смогли. Называть семейских «недонародом» было бы неверно и обидно для них, поэтому корректно будет называть семейских просто русскими.
- Это обычные русские люди, которые не предали свою веру. Произошел раскол в церкви. Когда Аввакум сюда приходил, пять лет он здесь проходил с 1657 по 1662 годы, еще Верхнеудинска не было. Он был тогда первым священников, вообще, от Русской православной церкви, будем говорить…Но после произошел раскол и он поддержал именно старое, а не греческое направление, -- говорит по этому поводу Анатолий Кушнарев, зампред комитета НХ РБ по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Он является одним из инициаторов встречи старообрядцев мира.
Известный земледелец, ученый, любимец дачников Анатолий Кушнарев с уважением относится к своим корням и называет себя стопроцентным семейским.
Одновременно он с сожалением отмечает, что в религии сегодня существуют два направления – новозыбковское и белокриницкое.
Прошли века, но поныне старообрядцы не могут сгладить религиозные противоречия. Можно представить, как остро стояли проблемы религиозных толкований 250 лет назад.
- Обратите внимание, к нам приезжает и митрополит Корнилий, и патриарх Александр. Наша задача, светского населения, немножко как-то эти два направления не то что примирить, а сблизить друг с другом. Поэтому мы писали письмо, в свое время, обоим нашим патриархам – давайте какие-то меры предпринимать по объединению, в перспективе. Это очень сложный, тяжелый вопрос. Сейчас они будут его обсуждать отдельно, без прессы, без нас. О чем они будут договариваться сложно сказать, но есть две комиссии. Одну возглавляет владыка Патермуфий у нас в Улан-Удэ. Вторую – епископ Сергий, в масштабах всей России, -- отмечает он.
Семейские технологии актуальны поныне
Старообрядцы в те времена были хорошими земледельцами. Отправляя старообрядцев в Бурятию, царские власти одной из целей ставили развитие земледелия, чтобы кормить казаков и сибиряков. Железной дороги тогда не было.
В 1896 г. агроном амурского генерал-губернатора писал, что «огороды у семейских женщин самые ухоженные. Они самые лучшие земледельцы вы регионе. Не казаки, и не сибиряки, а они.
- Возрождение земледельческих традиций я, как заслуженный агроном России, вижу одним из направлений. Надо вернуть эти традиции. Они есть, как бы, но, к сожалению…, -- говорит Анатолий Кушнарев о некотором упадке семейского хозяйствования в Бурятии.
В своей популярной телепередаче он тоже популяризирует элементы семейских огородов, снимает в селах. Многие приемы, используемые Кушнаревым, использовались еще его прабабушкой! Просто он развивает их с учетом технологий XXI века.
Поплатились за неверие в царицу
Первым местом, где укрепились старообрядцы-семейские стал Тарбагатай.
Тогда это была Тарбагатайская волость – региональный центр политики царской власти по переселению русских в Азию.
- Прежде всего учитывался сам тракт. Тарбагатайская волость являлась центром на тот период. Следующим центром будет территория сегодняшнего Забайкальского края – Чикой (чикойскик староверы тоже носят этноним «семейские»). И самое главное -- сюда политика переселения была определена Екатериной II.
- Это был разработанный план государственной политики – определялось количество подвод, провианта на каждую семью. И было сопровождение письмом, что расселять их обязательно вдоль рек, не подселять к коренному населению, дать возможность развиваться на том месте, куда она их определила. Тарбагатайская волость включала в себя тогда и Мухоршибирь, и Бичуру. Это огромный территориальный анклав был, -- Светлана Васильева, директор научной библиотеки БГУ.
Политика на «выкорчевывание» из Центральной России русских, которые слишком сильно сопротивлялись решениям властей, была целеустремленной.
Исследователи говорят про две «волны» старообрядцев.
После церковного раскола в центре России, старообрядцы бегут в Польшу (Речь Посполита) и т.д. Анна Иоанновна делает первую «выгонку». Потом, когда в ходе государственного переворота власть над Россией взяла Екатерина II, в 1762 г. Ей досталась страна с разрушенной экономикой. В центре России некому было пахать поля. Даже приглашали немцев-колонистов! Староверов тоже позвали назад. Был издан Указ, который позволил старообрядцам «молиться двуперстием» (лишь бы пахали земли и помогали поднимать экономику). Но те не очень поверили.
В Польшу были введены войска, старообрядцев, не оценивших Указ царицы, арестовали и погнали на освоение Азии. Так семейские стали поднимать экономику России в Бурятии. У семейских были нормальные, развитые деревни.
Деревня и собор, как ответ ассимиляции
Сохранение традиций, культуры семейских , и сегодня лучше делать через село.
- Если экономика на селе будет, значит село будет развивать и культуру и все остальное. К сожалению, существует проблема. Первая мощная волна старообрядцев, переселявшихся в Улан-Удэ, прошла в конце 1950-х годов. В частности, мои родители перевезли дом в 1959 году. Это поселок Комушка, очень много там переселенцев. В 1990-е годы, в связи с известными событиями, развалом колхозов-совхозов, значительная часть старообрядцев опять переехала в город. В районе Вахмистрово их очень много. Если мы этот поток миграции не остановим, то мы можем потерять все. Стоит не только поднять дух семейских, но и показать путь развития экономики и параллельно с этим – сохранение культуры, традиций и прочего», - считает Анатолий Кушнарев.
Первым мероприятием «Пути Аввакума» станет открытие староверского кафедрального собора Рождества Христова на ул. Ткацкой, 2.
Главный момент в старообрядческой культуре такой же, как у остальной части русского народа. Это воздействие глобализации и снижение интереса к своим корням. Спросите у современных молодых семейских сколько старинных народных песен они полностью знают наизусть. Цифра будет невысокая, такая же как у остальных русских жителей Бурятии. А у многих, вообще, обнаружится ноль.