25.02.2016
Раскрыты секретные материалы по загадочному исчезновению людей в забайкальской тайге
Затерянный мир или вход в Шамбалу?

Почти одновременно в далеких друг от друга странах произошли события, связанные с глухим уголком забайкальской тайги. Существование вневременной воронки или таинственного портала подтверждается сразу несколькими источниками. 

Письмо из прошлого

В начале 2014 года в одном из германских университетских архивов случайно было обнаружено и вскоре опубликовано в журнале «Звезда» ранее неизвестное письмо писателя И.Г. Прыжова, отправленное Ф.М. Достоевскому. 

«Милостивый государь Федор Михайлович! …Тут по соседству с горой Быстринский голец, вроде и недалеко по нашим сибирским понятиям, есть такой «Ламский городок»... В том «городке», говорят, существует переход в самое Беловодье, у некрещеных бурят «Шїмбала» называемое — счастливый край, где ни голода, ни холода, ни смерти, ни болезни, — там живут древние их бессмертные ламы, величайшие арийские мудрецы. Посреди руин время от времени открывается светящаяся воронка — в нее можно войти, после чего она сворачивается и исчезает. Но кто вошел, тот никогда не вернется» («Звезда», № 5, 2014).

Дальше автор жалуется Достоевскому, что от всех жизненных тягот, возможно, и он отправится искать дорогу в этот счастливый край. Письмо было послано из Петровск-Забайкальского, где ссыльный писатель вскоре скончался в нищете.

«Нас что-то затягивает!»

Интересно, что описанный Иваном Прыжовым еще в ХIХ веке «переход в Беловодье-Шамбалу» идентичен описанию «ворот в Шамбалу», которое было опубликовано в читинской газете, по странному стечению обстоятельств, всего несколькими месяцами ранее обнаружения в архивах письма Достоевскому. 

«…В 1977 году группа питерских молодых интеллигентов, увлеченных эзотерикой и разными восточными учениями, решили посетить уникальный уголок Забайкальской тайги - Ламский городок. …В специальной литературе это место упоминалось как одно из семи вероятных во всем мире, где в определенный день и час открываются ворота в фантастическую Шамбалу - параллельный мир, где обитают достигшие просветления и совершенства существа. 

Прибыли молодые люди в Забайкалье в июле. Не без труда нашли заветное место. В лагере постоянно дежурили двое исследователей, они поддерживали связь с помощью самодельных раций... И вот 21 июля группа, ушедшая на скалы, сообщила, что видит в полусотне метров впереди какую-то светящуюся воронку. Связь стала прерываться, последними словами были: «Нас что-то держит на месте. Нас затягивает. Тут есть...» - а потом полная тишина. 

Оставшиеся двое еще несколько дней пытались найти следы своих трех товарищей, а потом, уже обессиленные, кое-как выбрались в райцентр. …потом они еще долго давали показания не только следователю, но и некоему человеку в штатском. Пропажу ленинградцев списали на нападение хищного зверя, а с оставшихся взяли подписку о неразглашении. Молчание они хранили 25 лет...» (газета «ВЗГЛЯД. Забайкальский край», 20.11.13).

10 жителей Семиозерья

«Ламский городок», его еще называют «Чикойские столбы», - это памятник природы, живописные скалы в тайге, расположенные в труднодоступных верховьях реки Чикой недалеко от монгольской границы. «Ламским» его прозвали потому, что, по преданиям, буддийские ламы проводили здесь свои обряды и медитировали среди скал. Он расположен недалеко от деревни Семиозерье, по-бурятски – Долон Нур. 

Кстати, известный советский писатель Всеволод Иванов тоже мечтал попасть в это заповедное место. Несколько раз, на рубеже 1950 -1960 гг., он, вместе с читинским писателем В. Никоновым, путешествовал по Забайкалью и отмечал в своих путевых записях: «Семиозерье. Центр охоты нa пушного зверя. Тудa мaшины проходят между 15 янвaря и феврaлем. Тaм же действуют горячие ключи - от ревмaтизмa и рaдикулитa». 

Но писателю так и не удалось попасть в Долон Нур. Хотя даже незадолго до своей смерти он вновь писал Никонову: «Когда же мы поедем в Семиозерье?»

И сегодня добраться до Семиозерской долины, расположенной в окружении горных хребтов вблизи монгольской границы, можно, в основном, только по зимнику, преодолев двести километров по непроходимой безлюдной тайге. Селение Семиозерье относится к Черемховскому сельсовету Красночикойского района Забайкальского края (до революции эти места относились к Верхнеудинскому округу). 

Любопытно, что, несмотря на такую недоступность и удаленность, в деревне Семиозерье и сейчас проживают люди. В 2002 году в селении жили 43 человека. А в 2010 году – 24 человека. По последним данным, там находятся только 10 человек - три семьи. Чтобы добраться до сельсовета, семиозерцам надо преодолеть сотни километров бездорожья. 

Золотые клады монахов

С XIX века в верховьях Чикоя работали золотоискатели. В советское время семиозерцы не чувствовали себя оторванными от мира – еще действовали прииски, были база геологов и колхоз, потом фермы совхоза «Малоархангельский». До 1990-х годов была в Семиозерье начальная школа, а старшие дети учились в Черемховской средней школе, где жили в интернате, а домой ездили на лошадях на летние и зимние каникулы. Дорога в один конец занимала три дня…

Здесь издавна жили хори-буряты и забайкальские казаки, охранявшие границу. Рядом с деревней Семиозерье и сегодня можно увидеть остатки стен дацана и фундамент Цогчен-дугана. Особо заметны развалины большого субургана.

Историк Ю. Жеребцов писал: «Семиозерский дацан располагался в окрестностях села Семиозерье. …основан в 1908 году казаками Семиозерского полка Мензинской станицы 1-го Военного отдела и хоринскими бурятами Верхнеудинского уезда. Неофициально действовал примерно с середины XIX века. …Семиозерский дацан, несмотря на удаленность, был довольно многочисленным. В нем служило более 40 лам, кроме того, в состав его священнослужителей входили и монгольские ламы». 

В 1926 году в деревне Семиозерье проживало более двухсот человек. Местные жители помнят, что в дацане работала типография и было наличие «существенных запасов драгоценностей, значительного числа книг. В рассказах о судьбах священнослужителей отмечался тот факт, что после революции часть лам скрылась в Монголии, а оставшиеся были уничтожены в ходе репрессий 1930-х...».

Есть легенда, что ламы спрятали много золота, в т. ч. большую статую Будды, в пещерах Ламского городка. Поэтому Семиозерье привлекает не только туристов-экстремалов, но и кладоискателей. Например, летом 2013 года группа иркутских искателей кладов на автомашине ГАЗ-66 преодолела около сотни верст вдоль Чикоя. Утопив на броде машину, но так и не достигнув заповедной долины, кладоискатели еще долго выбирались обратно.

Сон о таежном храме

Удивительно, но также в том же 2014 году случилось еще одно совпадение, касающееся края Семиозерье. 

Один и тот же сон стал беспокоить жительницу Улан-Батора по имени Цацарал. Ей постоянно снился храм в окружении лесов и жилища, непривычной для Монголии постройки, деревянные, с треугольным верхом. Она рассказала о тревожащих видениях матери и узнала, что ее прапрадедушка был настоятелем российского буддийского монастыря, который располагался в лесных, таежных местах.

Цацарал сразу связалась с бурятскими ламами из дацана на Верней Березовке. И уже в марте 2015 года вместе с улан-удэнскими ламами, арендовав вертолет, прилетела в Семиозерье.

Вскоре, с наступлением теплых дней, в Семиозерье рядом с разрушенной буддийской ступой – субурганом, начали возводить новую. Кроме Цацарал, в возведении принимали участие уроженцы Семиозерья и потомки семиозерцев, которых немало оказалось в Улан-Удэ. Еще летом 1999 года около семидесяти человек добрались на вездеходах до Долон Нура и провели молебен на месте старого дацана. 

Новый субурган на месте Семиозерского дацана открыт 16 июля 2015 года с участием лам улан-удэнского дацана «Хамбын Хурэ».

Будущее заповедного края

И еще одно совпадение. В том же в 2014 году вышло долгожданное (ученые неоднократно поднимали вопрос еще с конца 1940-х гг.) постановление правительства России о создании в верховьях реки Чикой национального парка. 

Осенью 2015 г. директор национального парка «Чикой» А. Неслухов встречался с жителями Семиозерья и рассказал о планах: «Задумок очень много. В перспективе предполагается, что село Семиозерье будет туристическим центром, потому что удаленность до наших объектов, таких как Ламский городок, очень большая. И село Семиозерье будет одной из промежуточных остановок до Ламского городка. И второе: в перспективе мы планируем, что здесь будет этнодеревня. Также планируется создать в Семиозерье один из центров по охране территории».

Возможно, что 2014 и 2015 годы не зря стали некой отправной точкой в судьбе казалось бы забытого всеми таежного уголка. Кто знает, может быть, теперь загадочный мир Семиозерья откроет нам свои секреты. И существование портала, который время от времени открывается, чтобы навеки забрать с собой путешественников в другой, неведомый мир, будет доказано официально… 

Батожаб Раднаев, для «Номер один». 
Автор выражает благодарность за помощь в подготовке публикации семиозерцам Марии Павловне и Ксении.
Фото: Марии Афанасьевой
^