28.05.2016
Связующие нити
Почему непредсказуемость взрослых может обернуться для ребенка катастрофой

Мы связаны друг с другом сотнями нитей – родственными, дружескими, любовными. Эти ниточки порой не дают нам покоя или, наоборот, придают нам больше уверенности. Как и почему нас тянет к кому-то привязаться, а с кем-то разорвать связи? Почему кто-то умеет выстраивать гармоничные отношения с избранником или избранницей, а кому-то это не дано? Оказывается, всему перечисленному есть особые причины. 

«От первых отношений, которые ребенок устанавливает с матерью, зависит то, как в будущем он будет выстраивать отношения с другими людьми», разъясняет психолог Игорь Бадиев.

Сам себе не доверяю

– Игорь Валерьевич, все мы тесно связаны друг с другом. На чем держатся эти отношения?

– Все мы вступаем в отношения, у нас есть друзья, знакомые и родные, но они не просто живут с нами рядом по отдельности, с каждым из них у нас определенные эмоциональные отношения. По большей части именно эмоции нас объединяют, мы общаемся с людьми, которые нам приятны. Именно поэтому психологов не могло не заинтересовать, как выстраиваются близкие отношения, каким образом люди друг к другу привязываются. 

Ученые начали исследование привязанности у младенцев. От тех первых отношений, которые ребенок устанавливает с матерью, зависит то, как в дальнейшем будут выстраиваться его эмоциональные и социальные отношения с другими людьми, какие типы привязанностей будут формироваться у человека в дальнейшем.  

Первый тип привязанностей называется надежный. Когда у нас положительный образ себя и положительный образ другого человека, мы способны выстраивать нормальные, открытые отношения друг с другом, проявлять свои эмоции в отношениях и быть уверенным, что другой человек нам ответит тем же. Человек чувствует себя уверенно, он спокоен. У него нет переживаний, что его могут бросить. Особенности его отношений весьма стабильны.

Негативный образ себя и позитивный образ другого – это тревожный тип привязанности. В основе его лежит уверенность «я не достоин тех отношений, которые ко мне испытывают, я не заслуживаю любви, уважения». Соответственно, поведение человека тревожное и во многом экспрессивное. Одна из особенностей поведения людей этого типа привязанности – постоянная ревность и подозрения. 

– Значит, это неуверенные в себе люди? Каковы причины становления такой личности? 

– Да, неуверенные. Как правило, такой тип привязанности возникает, когда в детско-родительских отношениях поведение взрослых было непредсказуемым. Ведь наша психика формируется в системе отношений, мы себя видим через других людей. Когда в детстве значимый для ребенка взрослый ведет себя непредсказуемо, т.е. на одно и то же поведение ребенка его реакции могут быть абсолютно разными, то единственным ориентиром для малыша становится этот взрослый.  

В результате формируется ориентация на внешние оценки – «а что скажут другие». Человек себе не доверяет. Естественно, это не может не вызывать тревожность. Такой тип привязанности характеризуется стремлением к установлению все более тесных эмоциональных связей с партнером. Он становится прилипчивым, навязчивым, потому что срабатывает принцип «я о себе ничего не знаю, ориентируюсь только на других, потому я стремлюсь прилепиться хоть к кому-либо». 

Крах от расставания

Вы видели таких людей. Например, рассмотрим романтические отношения. У молодого человека тревожный тип привязанности. Он постоянно хочет быть с понравившейся девушкой, всячески уделять ей внимание, не давая ей свободы. Естественно, такая навязчивость становится девушке неприятной, и когда она пытается от него отдалиться, он такое эмоциональное отстранение воспринимает очень болезненно, как отвержение. В результате с его стороны начинается ревность, стремление еще больше удержать девушку. Кстати, ребенок с таким типом привязанности никак не может отпустить от себя родителей, если они куда-то уходят даже на короткое на время, для него это трагедия. 

– Получается, родители во многом предопределяют то, каким человеком станет их ребенок? Как же правильно себя вести, чтобы личность была гармоничной? 

– Самое главное, поведение родителей должно быть для ребенка предсказуемым. Они не должны хвалить и ругать ребенка за одни и те же поступки. Ведь ребенок не может понять, за что он получает любовь, а за что отвержение. Ему нужны четкие ориентиры. В результате непредсказуемого поведения взрослых мир для ребенка становится непредсказуемым, а наше биологическое существо подталкивает нас найти тот объект, который бы нас защищал. Поэтому он начинает прилипать хоть к кому-нибудь. Взрывной характер родителей также может сформировать тревожный тип.

Следующий тип привязанности характеризуется негативным образом самого себя и негативным образом другого – «я плохой, и ты плохой». Это избегающий тип привязанности. Как правило, такой тип возникает вследствие пережитого в раннем детстве насилия. После этого взрослому он доверять уже не может, а раз ко мне относятся плохо, значит, я плохой. «Я не достоин любви и уважения, да и другие люди тоже не способны мне это дать». В итоге не выстраивается позитивный образ себя. Человек становится закрытым, он избегает эмоциональных отношений с другими людьми, вплоть до полной изоляции.  

Четвертый тип – отвергающе-избегающий. Это самый парадоксальный тип привязанности. Он заключается в положительном образе себя и негативном образе другого человека. На сегодняшний день еще не до конца понятно, каким образом он формируется. Однако этот тип исследователи увидели уже у младенцев. Особенность этого типа в том, что поведение человека может характеризоваться элементами всех предыдущих трех типов. 

Это  образ самодостаточного, независимого человека, для которого эмоциональные отношения не нужны. Он считает себя лучшим, смотрит на всех свысока, все окружающие его люди не достойны его. Например, люди такого типа постоянно меняют партнеров – «этот мне не подходит, тот не годится».

Что скрывается за таким типом отношений, до конца не известно. Некоторые психологи считают, что за таким типом отношений лежит комплекс неполноценности. Вполне возможно, негативный образ себя под действием механизма психологической защиты гиперкомпенсации трансформировался в позитивный образ себя. 

Младенческая депрессия

Исследования в этой области начались с наблюдения за феноменом материнской депривации – когда новорожденный ребенок оказывался лишенным общения с матерью. Оказалось, что у ребенка уже на первых днях жизни без матери начинает проявляться депрессивная симптоматика, снижается его двигательная активность. Младенец впадает в депрессию, потому что оказывается исключенным из системы эмоциональных отношений. Дело в том, что включенность в эту систему позволяет человеку успешно социализироваться. И если ребенок оказывается исключенным из нее, то он эту систему не усваивает, нарушается развитие его эмоциональной сферы, и, как следствие, происходит нарушение привязанностей. 

Именно поэтому сиротство является такой большой проблемой. Родителей, которые формируют первую привязанность, нет. Находясь в интернатном учреждении, ребенок не может понять, кто для него является значимым взрослым.    

– А как же нянечки, воспитатели?

– Проблема в том, что в доме малютки много взрослых, и они постоянно друг друга сменяют. Ведь и нянечки, и воспитатели не могут круглыми сутками находиться радом с ребенком. В результате получается, что взрослый для ребенка становится непредсказуемым. Отсюда формируется тревожный тип привязанностей. Причем в усугубленной форме.  

Если вы впервые приходите к знакомым, у которого есть ребенок 4–5 лет, как он на вас реагирует? Он посматривает на вас с опаской, с любопытством или интересом. Вы для него чужой. А если вы зайдете в детский дом «Малышок», как дети, которые видят вас впервые, будут на вас реагировать? Они кинутся вас обнимать. Потому что у них нет понимания «свой-чужой». Для них любой взрослый – это потенциальный объект эмоциональной привязанности. 

Именно поэтому сейчас политика направлена на семейное воспитание детей, уменьшение числа детей в интернатных учреждениях. Если посмотреть на выпускников детдомов, то очень большая часть из них не может построить семью. Они хотят, но не могут. Что собой представляет привязанность к матери, к отцу, какие отношения у братьев и сестер, им непонятно. У них сформировалась учрежденческая система взаимоотношений.

– Если к ребенку возвращается мать-пьяница, то он, несмотря на это, будет к ней тянуться?

– Любому ребенку нужны родители. В подростковом возрасте  родители уже не просто те, кто кормит и защищает его. Это те, на кого подросток будет ориентироваться в процессе самоидентификации. Именно поэтому подростки, которые воспитываются в приемных семьях, очень активно начинают искать биологических родителей. Негативный образ родителя может выступить основой для формирования у подростка негативного образа себя. Когда он узнает, что его родители плохие, он начинает идентифицировать себя как плохого. А раз он плохой, значит, может вести себя соответственно. 

– А ведь многие опекуны объясняют плохое поведение приемного ребенка генами.

– Да, проще объяснить все генами, но на самом деле ген плохого поведения не найден. 

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу pismo77@inbox.ru
^