29.06.2018
Украденный памятник: кто настоящий автор знаменитого символа Бурятии?
Вот уже десять лет 8-метровая статуя «Гостеприимная Бурятия» встречает гостей, прилетающих в Улан-Удэ

Считается, что автором «Гостеприимной Бурятии» является бурятский скульптор-монументалист Александр Миронов. В период мэрства Геннадия Айдаева работы этого мастера появлялись всюду. Изваяния стремительных лошадей по улице Терешковой, многочисленные тигры, лани, воины, оформляющие мосты и другие малые архитектурные формы, должны были придать городу монументальность. Все важные городские скульптуры в городе были плодами творчества этого автора. 

С приходом нового мэра Улан-Удэ Александра Голкова ситуация изменилась, подряды стали получать другие художники. По слухам, работа по производству шести тигров (стоимостью по миллиону за каждого), заказанных мэрией в 2012 году, осталась не оплаченной. Суд, в который скульптор обратился с жалобой, встал на сторону мэрии. Сегодня поиск информации о скульпторе Миронове в Интернете выводит на справочные материалы – не более. 

Что является причиной – природная скромность или что-то другое? Все дело в том, что  у «Гостеприимной Бурятии» есть иной автор – народный художник Бурятской АССР, первый в Союзе художников Бурятии дипломированный скульптор Эрдэни Цыденов, скоропостижно скончавшийся в 1985 году. 

«Скажите народу правду!»

– Вы напишете правду? – с ходу обращается к корреспонденту  пожилой мужчина в светлом костюме, ожидавший у входа в Дом художников. 

Батор Тумунов – книгоиздатель, сын знаменитого бурятского писателя Жамсо Тумунова, который в 50-е годы был министром культуры. В среде художников он не чужой.

– Все основоположники бурятской литературы, искусства и мастера кисти – Цыренжап Сампилов, Роман Мердыгеев, Александр Тимин и его супруга Мария Шестакова, Георгий Ефимович Павлов, первый председатель Союза художников Бурятии, Хоца Намсараев, Гомбо Цыдынжапов и многие другие – жили в деревянном доме на Шмидта, где прошло мое детство, – объясняет свою причастность к вопросу Батор Жамсоевич. 



Многие годы Батор Тумунов водил бригады маститых и заслуженных «калымить» в домах культуры по всей республике. Вот и в этот раз Батор Тумунов решил взять инициативу на себя и организовал встречу с художниками.

– Я вашу газету прочел и решил: вот эти ребята со своей дороги не сойдут. Нужно конкретно сказать, что автор бренда «Мать-Бурятия» не Миронов, а Цыденов! В одну газету пришел, мне сказали: «У нас с Айдаевым договор, сейчас писать не будем». Спасибо, что честно сказали. Мы с Эрдэни с юности были знакомы, вместе ходили на бокс. Он был хорошим деревенским парнем, скромным, улыбчивым, как сейчас помню… Его авторское право украдено, разве это не обидно? Я прошу не оскорблять память художника, признать его авторство!

Как «Мать-Бурятия» стала «Гостеприимной Бурятией»

В мастерской среди картин нас уже ждали художники, приглашенные Тумуновым.

– Мы хотим только одного – справедливости и соблюдения авторских прав Эрдэни Дамбаевича Цыденова, ведь это он, а не Александр Миронов, является автором знаменитой скульптуры «Мать-Бурятия», которая стала символом нашей республики, – начали художники. – И мы не первый раз говорим об ошибке, но нас никто не слышит. А вот если бы глава республики сказал, все бы послушали.

Народный художник Бурятии, член Союза художников СССР и России Валентин Архипов работал с Эрдэни Цыденовым начиная с 1970 года. В момент их знакомства автору знаменитого символа Бурятии было 36 лет. В 1966-м Цыденов окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной, а в 1970 году стал членом Союза художников СССР.

– Мастерские наши были на ПОШ, где БНЦ. У него была большая мастерская, где он лепил «Мать-Бурятию» и «Юность Бурятии». Нас сдружила взаимная симпатия, основанная на творчестве. Он подсказывал мне что-то, я ему. Он немножко недолюбливал верхушку, относился к руководству критично, своим человеком во власти, несмотря ни на что, не был,  – вспоминает  Валентин Архипов.

В мастерских на ПОШ художники проработали вместе до 1978 года, после чего Архипов переехал в мастерскую на Куйбышева.

Все отдал ученикам

В 1978 году окончил Улан-Удэнское педагогическое училище художественно-графическое отделение Александр Миронов. Будучи на 20 лет младше, он работал рядом с Эрдэни Цыденовым под его наставничеством.

– Миронов был рядом с мэтром скульптуры, который делился с ним опытом и давал ему заряд на творческую деятельность. Все, что создавал Эрдэни Дамбаевич, – скульптуры, памятники, монументы, все это подхватил Миронов, – продолжает рассказ Валентин Архипов. – Казалось бы, подцепил и пошел дальше, а тут Цыденов внезапно умер, у него было слабое сердце, и скульптуры, которые он не закончил при жизни, продолжил Миронов. 

Художники отмечают: большую роль в карьерном росте Миронова сыграли семейные обстоятельства. 

– Он женат на вдове Эрдэни Дамбаевича. В общем, у Александра Миронова после смерти Цыденова пошел рост профессиональный и административный. Рита Бадмаевна способствовала этому. Для нас главное, что Цыденов является основоположником монументальной скульптуры в Бурятии. Им создано большое количество скульптурных памятников и портретов героев войны, – говорят художники. 

«Миронова раскрутили»

Во время нашего разговора в мастерскую заходит бывший председатель Союза художников Бурятии Баир Тайсаев.

– Баир Табинаевич, ты можешь правду сказать, тебя никто не неволит, конечно, кто автор скульптуры «Мать-Бурятия»? – спрашивает Батор Тумунов.

Бывший председатель немного растерянно отвечает:

– Автор – Цыденов, а Миронов сделал отливку. Это всем известно…

Действительно, в биографической справке скульптора Александра Миронова, размещенной на сайте (soyol.ru), «Гостеприимной Бурятии» среди перечисленных работ нет. Хотя именно эта скульптура принесла ее автору известность.

– Вот откуда взяли, что автор – Миронов, я не знаю. Миронова просто «раскрутили», – говорит Валентин Архипов.

Художники утверждают, что гипсовая скульптура Цыденова «Мать-Бурятия», которую трудно отличить от «Гостеприимной Бурятии»,  до сих пор хранится в запасниках художественного музея имени Ц.С. Сампилова. Однажды скульптуру даже возили в Москву на выставку достижений народного хозяйства советской Бурятии.

– А Геннадий Архипович Айдаев всюду говорил, что это работа Миронова. И теперь в Интернете, в буклетах и сборниках эта ошибка кочует. Учителя детей учат так, журналисты так пишут, – говорит  художник-прикладник Татьяна Дашиева. – А ведь лет двадцать трехметровая гипсовая «Мать-Бурятия» стояла у входа в Художественный музей. Это Эрдэни Дамбаевича работа. Мы у него в мастерской видели и макет «Мэргэна», который теперь стоит на «Саянах».

Где эти работы теперь, никто из художников доподлинно не знает. Говорят, именно Эрдэни Цыденов разглядел в молодом Александре Миронове талант, и когда пришло время, отправил его в Ленинград в Высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной,  которое когда-то окончил сам. После скоропостижной смерти скульптора у дверей своей квартиры в 1985 году мастерская на ПОШ (вместе с завершенными и незавершенными работами и эскизами) осталась в распоряжении способного ученика и помощника Александра Миронова.

Ошибку замолчали

Впрочем, сам Александр Миронов публично никогда не утверждал, что «Гостеприимная Бурятия» – его творение. Но и не опровергал, избегая всяческого общения с журналистами, которые наверняка спросили бы о том, как появились идеи создания его самых известных работ, как родились образы «Гэсэра», «Мэргэна»... 
 
По словам Батора Тумунова, на недавнем торжестве по поводу 85-летия Союза художников Бурятии его председатель Александр Миронов не присутствовал.

– Я предупредил, что при всех задам ему вопрос об авторстве скульптуры. Видимо, ему передали, потому что времени на мероприятие у него сразу не нашлось, – сообщил корреспонденту «Номер один» книгоиздатель Тумунов. 

Как бы то ни было, оригиналу скульптуры «Мать-Бурятия» уже более 25 лет, и, судя по всему, имя ее истинного автора всеми забыто. 

Диана Сосновская, «Номер один». 
Фото: orongosc.narod.ru
^