27.07.2018
Выпускников из Бурятии специально «валят» на ЕГЭ?
Эксперты массово обнулили эссе по английскому

Еще в 2009 году в нашей стране появился новый единый государственный экзамен – ЕГЭ. Но споры вокруг этой темы не утихают по сей день. Кто-то считает, что реформа дала зеленый свет всем вундеркиндам из глубинки. Другие уверены, что новая система построена далеко не так идеально и объективно, как хотелось бы. Аргументы «за» и «против» выслушал журналист «Номер один».

Массовый провал

Эксперты давно высказываются о том, что система тестирования имеет свои подводные камни. К примеру, есть точка зрения, что обучающиеся теряют навыки построения логической цепочки при решении, к примеру, геометрических задач, а некоторые и вовсе надеются на «метод тыка». Но если с точными предметами более или менее понятно, то с заданиями творческими все не так однозначно.

Так, по стране прокатилась волна протестов из-за некорректно составленных заданий и несправедливой, по мнению многих учеников и учителей, системы оценивания эссе по английскому языку.

Согласно правилам, на ЕГЭ по английскому за выполнение тестовой части заданий можно получить максимум 80 баллов за письменную работу и 20 – за устную. Причем в те самые 80 баллов уже включены максимальные 14 баллов за написание эссе. Именно с этим заданием почему-то не справляются школьники всей страны. Даже отличники столкнулись с тем, что их эссе оценивается в ноль баллов. В результате чего, даже при самом лучшем раскладе, они уже не смогут получить, максимальные 90–100 баллов.

В Бурятии в этом году 153 выпускника, или почти 40% от всех сдающих, получили ноль баллов за эссе, таким образом автоматически снизив свой результат по предмету сразу на 14 баллов.

– В целом показатели выполнения задания свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности умений письменной речи у учащихся школ Бурятии, а также, возможно, неумении правильно планировать и распределять время в ходе экзамена, – сообщили нам в ГБУ «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования».

Ноль баллов за работу

Неужто в Бурятии выпускники настолько плохо знают английский? Улан-удэнец Дмитрий Казаков – один из тех самых ребят, получивших за эссе ноль баллов.

– Там дается высказывание, на тему которого нужно порассуждать. Нам достался вариант такой: «Наука должна финансироваться в первую очередь». Мой сын понял задание, написал эссе, в котором выдержал все параметры, к примеру, по количеству слов. Также он приводил разные примеры, почему именно науку нужно развивать в нашей стране. Затронул вопросы важности научных открытий в таких отраслях, как оборона, медицина, образование и прочих. Результат в ноль баллов, честно сказать, наc шокировал, – говорит мама выпускника.

У Димы пятерка по английскому, он весь год занимался с репетиторами, в том числе в написании эссе на разные темы. Поэтому, посоветовавшись с родителями, решил подать аппеляцию. И тут выяснились любопытные вещи.

– Система такая: в этом задании в первую очередь оценивается такой критерий, как «решение коммуникативной задачи». Он оценивается по шкале от нуля до трех баллов. Однако если эксперты посчитают, что выпускник с этой задачей не справился и ему за нее ставят ноль баллов, в дальнейшем эссе больше не оценивают вообще. Мне кажется, это несправедливо. Одно дело, когда ребенок намеренно отказывается от написания эссе, либо он с ходу делает ошибки, неправильно сделав перевод высказывания, и другое дело, когда у выпускника проделана огромная работа, но он все равно получает ноль, – считает Елена Владимировна.

По словам мамы выпускника, она подозревает, что мнение экспертов могло быть субъективным. Тем более что после экзамена она лично показала работу сына нескольким преподавателям английского. Вывод у всех одинаковый: «Да, ошибки есть, но в целом работа сильная и уж никак не заслуживает нулевой оценки».

Более того, во время заседания апелляционной комиссии подросток решил уточнить, оба ли проверяющих были согласны с тем, что он выполнил коммуникативную задачу на ноль баллов. Ответ шокировал семью Казаковых.

– Нам сказали, один эксперт решил, что эта задача у меня выполнена на максимальные три балла. Второй поставил ноль. В итоге их рассудил председатель комиссии по ЕГЭ, все-таки присудив мне ноль баллов. То есть, если бы решение первого эксперта осталось в силе, мне поставили бы баллы и по всем другим пунктам. И я набрал бы, даже и не максимальные 14, достаточно много баллов. Но так как сошлись на нуле, то мое эссе так и осталось без оценивания в целом и общем. А это значит минус сразу 14 баллов. Разве это честно? – с обидой говорит выпускник.

Елена Казакова боль своего сына понимает, тем более она видела, сколько труда, сил и стараний он вложил в подготовку к экзамену по любимому предмету.  

– Что тут скажешь? По сути наши дети становятся жертвами непродуманной и нечеткой системы оценки. Конечно, мы надеялись совсем на другой результат или хотя бы на честную оценку знаний. Словом, «добро пожаловать во взрослый мир», – подытоживает мать выпускника.

«Второсортные» дети

Тем временем семья Казаковых – одна из тысяч других российских семей, которые также столкнулись, как они считают, с произволом. По стране прокатилась целая волна завалов.  

Так, скандальная ситуация возникла в Свердловской области, после того как стало известно, что около 80% выпускников, сдававших ЕГЭ по английскому языку, получили ноль баллов за эссе. Как утверждают представители проверяющей комиссии, дети были предупреждены заранее, что в творческих заданиях необходимо придерживаться установленных свыше шаблонов, с употреблением определенного набора слов. Это и стало для выпускников ловушкой.

В эссе на тему «Ранний выбор карьерного пути – ключ к успеху» дети писали о том, кем они себя видят в будущем и почему, показывая прекрасное знание иностранного языка. Но при этом получили за творческую часть ноль баллов за то, что отошли от шаблона. В эссе слово «успех» по шаблону должно употребляться буквально в каждом абзаце. Использование синонимов привело к обнулению результата. В конфликтной комиссии утверждают, что детей перед ЕГЭ извещали о требованиях к творческой части, – сообщает ura.news.

Возникает вопрос, в чем тогда творческая составляющая задания и личное мнение выпускника, если он, как выясняется, должен был следовать неким шаблонам? Дальше – больше. Жители страны написали петицию Владимиру Путину, где говорят о сговоре чиновников против выпускников. Ведь зачастую московским выпускникам, конечно же, по чистой случайности попадаются варианты заданий в разы проще, чем те, которые приходится выполнять выпускникам из глубинки. Что это, отбор «второсортных» детей?

«В этом году разные регионы получили темы эссе разных уровней сложности. Если в Москве была тема Friendship is the greatest gift of life («Дружба – это величайший дар в жизни»), то в Свердловской области тема была такая – Digital literacy is the key to success in any occupation («Цифровая грамотность – это ключ к успеху в любой профессии/занятии»). Вторая тема является гораздо более сложной и неоднозначной, о чем свидетельствует большой процент обнуления эссе, написанных по этой теме. К тому же большой процент детей получили ноль, так как в задании был использован термин literacy, относящийся к уровню выше того, на который заявлен сам экзамен. Такая разница в уровнях сложности является примером явной дискриминации выпускников по месту жительства.

«Тысячи выпускников в этом году получили ноль за эссе и автоматически лишились права поступить на бюджет и в выбранные вузы. В большинстве случаев это произошло не по причине неподготовленности выпускников, а в результате инициированного сговора, целью которого было искусственным путем занизить итоговые баллы как можно большего количества студентов и не дать им возможности претендовать на бюджетные места в вузах», – пишут в петиции президенту возмущенные граждане.

А ведь похожая весьма непонятная и субъективная система оценки есть и в ЕГЭ по русскому языку и литературе, и ряде других предметов. Буря родительского возмущения поднимается и в той сфере также: начиная от странной системы оценки и заканчивая кардинально разными по уровню сложности заданиями для регионов и жителей столицы.

Денежный фактор

Когда-то одним из главных преимуществ новой экзаменационной системы назывался антикоррупционный фактор. Мол, теперь дети Больших людей, или блатные, больше не смогут получать пятерки без качественных знаний. Зато дети из малообеспеченных семей, напротив, смогут пробить себе дорогу в жизнь. Что мы видим на деле? Тесты и многие задания ЕГЭ построены таким образом, что без натаскивания и объяснения всех подводных камней даже самые умные ребята рискуют провалить экзамен. А что делать детям тех родителей, которые не могут позволить нанять многочисленных репетиторов?

– В нашем классе почти все родители нанимали репетиторов. Кто-то с 9-го класса начал готовиться к ЕГЭ с помощью платных занятий, кто-то с 11-го класса. Мы с сыном начали подготовку относительно поздно – с сентября выпускного 11-го класса. Если посчитать,  получается, что мы посещали занятия дважды в неделю на протяжении примерно восьми месяцев. Одно занятие стоило 700 рублей. Итого: на подготовку только по одному предмету у нас ушло примерно 45 тысяч рублей. Теперь умножьте эту цифру на четыре, потому что мы нанимали репетиторов по четырем предметам: по русскому, математике, обществознанию и английскому языку. И это притом что сын учится хорошо: на пятерки и четверки, – рассказывает Елена Казакова.

Порядка 200 тысяч потратила семья, и все это пошло прахом из-за пресловутого завала эссе. Другие семьи начинают подготовку уже в восьмом-девятом классе, а значит, вышеозвученную сумму можно смело умножать на три или четыре. Какая-то дорогая получается «антикоррупция»… И где тут обещанное равноправие бедных и богатых отпрысков?

Закончить хотелось бы даже не критикой ЕГЭ. Обидно, что подростков, которые только-только выходят во взрослую жизнь, мы встречаем именно так: с обидами, психологическими травмами и несправедливостью. Только в чем смысл такого «урока» жизни?

Василиса Шишкина, «Номер один»
Фото: PressFoto
Социальные комментарии Cackle
^