Экономика и бизнес
22.03.2019 в 16:40
Михаил Гергенов: «Пора снижать налоги!»
Депутат Хурала считает, что многократного повышения налоговой нагрузки бизнес не выдержит
Текст: Газета
Как известно, число ИП в Бурятии сократилось с 29 тысяч в 2014 году до 17 тысяч в 2018 году. Хотя в той же Иркутской области число индивидуальных предпринимателей составляет более 51 тысячи. Одна из причин подобного плачевного положения в регионе - рост долговой нагрузки, связанный с кадастровой оценкой стоимости недвижимости и земли.
Ранее в Бурятии налоги на недвижимость и землю были невысокими и не мешали малому бизнесу развиваться. Однако затем власти решили повысить кадастровую стоимость, приравняв ее к рыночной. Выросли и налоги, исчисляемые в процентах, от кадастровой оценки.
В 2015 году новосибирская фирма ООО «Экопрогноз» провела кадастровую оценку земельных участков. Видимо, посчитав, что нет необходимости детально изучать рынок недвижимости Бурятии, она завысила оценку в несколько раз. А уже в 2016 году, согласно закону об оценочной деятельности, Минимущество РБ заключило госконтракт с ООО «Терра Докс Инвест», которое провело кадастровую оценку объектов капстроительства. И та базировалась на реальной стоимости коммерческой недвижимости, которая к тому моменту снизилась в цене.
Выгодная затяжка
Соответственно, величины предъявляемых малому бизнесу налогов на имущество в процентах от кадастровой стоимости стали более-менее приближаться к реальности. Однако региональные власти продолжали затягивать с новой кадастровой оценкой.
Так, в 2016 году правительство РБ утвердило результаты новой кадастровой оценки, и данное постановление вступало в силу с 1 января 2017 года. Однако чиновники передали постановление в Росрестр для внесения новых данных по кадастровой стоимости лишь 10 января 2017 года. В результате новые сведения о кадастровой стоимости объектов стали вноситься лишь с 12 января 2017-го. Поэтому для налоговиков на 1 января 2017 года в ЕГРН осталась старая завышенная кадастровая стоимость, а именно на эту дату и определяется налог на имущество за 2017 год.
В результате подобной эквилибристики налогоплательщикам придется заплатить имущественный налог исходя из более высокой, а не рыночной стоимости объектов. Этот вопиющий факт по-хорошему должен стать предметом для разбирательства в правительстве РБ.
Как «Номер один» уже сообщал, среди тех, кто пошел в суд, был и предприниматель, депутат Народного Хурала Михаил Гергенов. Налоговая служба предъявила депутату претензии за 2014-2016 гг. на 2,2 млн рублей по налогу на имущество и землю. Однако в ходе судебных разбирательств в Октябрьском райсуде Улан-Удэ налоговики сами снизили величину претензий на 600 тыс. рублей.
Как утверждают юристы предпринимателя, налоговая согласилась с тем, что максимальная величина предъявленного к уплате налога нуждается в корректировке. Не были учтены льготы, которые государство установило для индивидуальных предпринимателей в части уплаты налогов на имущество.
При этом в ходе процесса было ясно, что снижение требований рано или поздно произойдет, и предприниматель не спешил уплачивать предъявленную сумму налогов. Ведь хорошо известно: переплата налогов происходит легко, а вот возврат из бюджета излишне предъявленных сумм - уже со скрипом. В итоге он дождался окончательного утверждения суммы задолженности и после апелляционной стадии и вступления в силу решения перечислил 1,6 млн рублей налогов в бюджет. Сам депутат считает, что работа шла в конструктивном режиме.
- Налоговая предъявляла свою оценку величины выплат, мы - свою, в результате пришли к единому мнению, - отметил Михаил Гергенов. - В настоящий момент уточняем вопрос кадастровой оценки за 2017 год, и думаю, что и этот вопрос решим в ходе конструктивного диалога.
Депутат сообщил, что у предпринимателей «есть понимание того, что УФНС работает в условиях изменяющегося налогового законодательства при исчислении налога на недвижимость, поэтому корректировки неизбежны».
Москва - пример регионам
- Республика предусмотрела поэтапный переход к максимальной ставке кадастровой стоимости недвижимости в 2%, а льготный период определен до 2020 года, - сообщил депутат Михаил Гергенов. - Но что делать дальше, никто не знает, ведь сегодня бизнес платит из расчета 0,5% от кадастровой стоимости, а через год будет платить уже 2%!
По мнению депутата, столь резкий рост приведет к сокращению малого и среднего бизнеса в Бурятии, что снизит число рабочих мест.
- Для недопущения роста налоговой нагрузки в 2019 году необходимо продлить переходный период на три года, - убежден Михаил Гергенов.
Депутат ссылается на положительный опыт Москвы. В 2019 году там продлили переходный период по налогу на имущество для бизнеса до 2023 года. То есть даже в состоятельной столице полагают, что завышенных налогов на имущество московские предприятия просто не выдержат. Для более слабой экономики Бурятии это еще более актуально.
Дмитрий Родионов, «Номер один»
Фото: «Номер один»