31.03.2019
Что общего у книги и преступления?
Советы начинающим писателям и иллюстраторам

22-23 марта в Улан-Удэ прошел фестиваль детской и юношеской книги «Бумажный ключ».  По подсчетам организаторов, мероприятие посетило около двух тысяч человек, которых сумели заинтересовать спектаклями, интерактивными чтениями для малышей, мастер-классами, играми, книжными выставками, творческими мастерскими и лекциями. «Мифы и легенды о детском книгоиздании в России» - так называлась лекция книгоиздателя Ольги Дворняковой.

Скажите, что общего у книги и коварного, тщательно спланированного преступления? Конечно, план. Если хочешь стать детским писателем, интересно будет узнать некоторые факты.

Для писателей

Так, по мнению гостьи фестиваля Ольги Дворняковой, представлявшей московское издательство детских книг «Настя и Никита», на сегодняшний день писательством для детей в России прожить невозможно. Хорошие тексты часто не замечаются родителями и оплачиваются ниже, чем иллюстрации. Издательство профилируется на небольших книжках в 24 страницы, автором которой может стать любой желающий старше 18 лет. Для этого нужно написать текст от 15 до 25 тысяч знаков и отправить его на сайт издательства. После этого, если он подойдет, вы можете считать себя писателем.

Правда, предупреждает Ольга Дворнякова, следует учесть, что сегодня плохо продаются рассказы, сказки и почти совсем не востребованы детские стихи. Родители покупают детям хорошо знакомых Чуковского, Маршака, Барто и Пушкина, не обращая внимания на новые имена. Единственное, что привлекает родителей, это познавательные книги. Потому издательство выпустило целую серию книжек на самые разные темы. Например, «Кто такие передвижники и что они передвинули».

За месяц небольшое издательство отсматривает 500-800 текстов, прежде чем решиться вложить деньги в издание книги. Бывают и курьезы, когда издательству, имеющему целью знакомить юных читателей с историей и культурой России, высылают биографии Билла Гейтса, Стива Джобса и т.д. Гораздо с большим интересом воспринимаются познавательные тексты, скажем, об истории Останкинской башни. Договор на покупку авторского права обычно заключается на пять лет, в ходе которых обычно нужно успеть издать книжку дважды, чтобы окупить затраты. Гонорары являются коммерческой тайной.

- Конечно, это сумма не очень большая. В нашей стране ни один писатель не живет за счет своего писательского труда. За книжку небольшого объема писатель может получить 20 тыс. рублей раз в пять лет и на 5% от продаж. Хорошо – это когда книжка полностью распродалась в течение года. Если книга продана за 2-3- месяца, то это уже бестселлер.

Для иллюстраторов

Не секрет, что детские книжки привлекают читателей иллюстрациями. Порой именно они играют решающую роль в продажах. Есть художники, книжки с картинками которых продаются всегда и стабильно. Потому так же, как и писатели, художники могут попробовать сотрудничать с издательством, отправив свои работы на рассмотрение.

- Бывает, приходит текст, и понимаешь, что где-то когда-то у тебя было письмо от художника с именно тем, нужным стилем. «А помнишь, нам прислала письмо девушка, у нее были такие классные барсуки нарисованы?» - вспоминаем мы.

Если вы жалуетесь, что книги нынче дороги, то скажем сразу: продавать книги – очень непростое дело. Достаточно  отопление на складе отключить на полдня, чтобы книги испортились. Книжные магазины зависят буквально от всего.

У 90% книжных издательств главный покупатель – это интернет-магазин «Лабиринт». Любопытно, что «Настя и Никита» все книги выкладывает на своем сайте в формате pdf, и это очень способствует продажам бумажных книг.

- Забавно, что люди приходят с запросом: «Мне нужна книга приключений для девочки 8-9 лет, но только, пожалуйста, современного российского автора, не надо зарубежного, непонятного». И с чем, вы думаете, он уходит? С книжками зарубежных авторов или с привычными классиками советской литературы, вроде «Чук и Гек», – улыбается Ольга Дворнякова.

Как бы то ни было, бумажная книга жива, и заниматься ее изданием по-прежнему имеет смысл и приносит удовольствие, как издателям, так и читателям.

Диляра Батудаева, «Номер один».
^