06.04.2019
Как бухгалтеру стать актером?
Что делать, если в душе ты – артист, а на деле – специалист, погрязший в мире тоскливых единиц?

В Бурятии любительские театры развиваются в районах. А вы знаете, что можно в деревнях и нельзя в столице Бурятии? Жители столицы не могут стать артистами любительского театра, а жители, скажем, одного только Баргузинского района могут аж в семи. 

В районах Бурятии еще со времен коллективизации действуют народные театры, в которых непрофессиональные артисты порой дают фору профессионалам. Горожане же могут быть только зрителями. А что делать, если в душе ты – артист, а на деле – бухгалтер, погрязший в мире тоскливых единиц? И изменить это нельзя с тех пор, как выбрал профессию, поддавшись уговорам родителей. Если в крупных городах можно найти единомышленников, оказавшись в любительской театральной тусовке, то в Улан-Удэ – нет. 

«Я завидую, что в районах есть народные театры» 

Никто не знает наверняка, почему у нас нет любительских театров и студий.

- С Москвой или даже Иркутском не сравнить. Возможно, влияют менталитет, пассивность и привычка к размеренной жизни, - говорит театральный педагог и актриса ГРДТ им. Н.А. Бестужева Софья Гущина. 

Года два назад она открыла школу актерского мастерства «Кактус», куда притянулись те, кому это было нужно. Собственно, они и подвигли ее заняться этим. Называть «Кактус» даже подобием театра Софья Гущина категорически не хочет: 

- Это не театр, потому что театр – это серьезно, это время, ответственность и история. 

В тех же селах народные театры складывались десятилетиями, не утратив своей актуальности и сегодня. Теоретически любая доярка может стать актрисой.

- Порой артисты народных театров выражают гораздо искреннее, самобытнее, интереснее. За ними одно удовольствие наблюдать. Видно, что они сами от себя не ожидали того, что сделали, и это их настолько вдохновляет, что у людей вырастают крылья. В сложные импровизационные моменты они самоотверженно плачут, смеются, и чувствуется, что им становится легко. Я завидую, что в районах есть народные театры, где может заниматься старшее поколение, – говорит Софья Гущина. 

О «Молодежке»  и судьбе

А вы знаете, что Молодежный театр тоже начинался как «немножечко самодеятельный, любительский театр, а потом прирастал нужными людьми и вырос в профессиональный театр»? В этом году, спустя 40 лет героического подвального существования, легендарный театр взят под крыло мэрии. Теперь ему ежегодно будут выплачивать около 17 млн рублей на зарплату и ремонт. Вместо одного человека в штате теперь 27 человек, и надежда, что театр не утратит свой свободный дух. Когда-то именно Молодежный театр принял в ряды актеров никому неизвестного офицера Алексея Фишева. Алексей, уже будучи известным телеведущим, окончил заочно актерский факультет ВСГИК и до сих пор играет в театре, одновременно работая пресс-секретарем главы Бурятии. 

О том, что игра в театр и актерство действительно способны менять судьбу, говорят все.

- У меня была в группе надомница, мать троих детей Лена, которая пришла со словами: «Мне нужно вытащить себя из зоны комфорта и погрузить во что-то совершенно другое». Вы не поверите, но она оказалась настолько интересной и способной делать удивительные вещи. Она сама себя открывала, восхищая нас. Да, ушла обратно в свою жизнь, но в каком настрое? Счастливая, она признавалась, что, придя домой, хотела кричать родным: «Я вас люблю! Люблю!» - размышляет Софья Гущина и обещает обязательно возобновить тренинги для тех, кто хочет жить не так, как положено, как нужно, как придется, а жить по-настоящему — как хочется, без условностей и обременяющих неловкостей, впуская игру в свою жизнь.

«Кактус» - не театр, но в финале всегда приглашают друзей и знакомых на читку пьесы или импровизацию. Цель курса – развитие способностей, снятие стрессов, попытка найти себя – нового, обаятельного, интересного.

Соцсеть для творческой реализации 

Когда педагог театральной кафедры Колледжа искусств им. Чайковского и руководитель творческого центра «Проствор» Василий Гавин рассказывает о своем проекте, некоторые решают, что он решил захватить мир. Как минимум опутать его сетью. Для этого Василий разработал целую систему, которую еще предстоит запустить. 

- Пока места для самовыражения театралов-любителей в Улан-Удэ нет, - говорит он. - По крайней мере, системно этим никто не занимается. 

Еще в 2009 году возникла идея создания «Свободного пространства» – центра, куда можно было прийти в поисках творческого самовыражения. Вместе с актерами - любителями и профессионалами, Михаилом Пановым из театра «ЧелоВЕК» и режиссером Алексеем Санжиевым они даже успели за полгода сделать четыре спектакля. Но в один прекрасный день их попросили из Дворца культуры «Савва». Начинание пришлось свернуть.  

Режиссер Санжиев теперь в Иркутске успешно занимается модной театротерапией, а он – Василий Гавин - еще здесь. Пишет заявки на грант в Фонд президента России в надежде, что его идею поймут и поддержат. А задумал он ни много ни мало  новую соцсеть, которая вовлечет людей в процесс создания совместных творческих проектов и позволит им реализовать свой потенциал. 

- Часто для реализации творческих замыслов нам нужна чья-то помощь, навыки, которых у нас нет, нужны какие-то материальные или финансовые ресурсы. И тогда речь уже идет о совместном творчестве. Как его организовать? Необходима простая общедоступная платформа для взаимодействия между людьми и распределения ресурсов. Необходима среда, в которой можно заявить о себе, своих интересах и возможностях, делиться ими и использовать идеи и ресурсы других людей.  

Именно с этой целью Василий Гавин создает свой проект «Проствор» ( «Просто творчество»). Все просто: регистрируешься на сайте, указываешь, какие направления тебе интересны и что ты умеешь делать. Можно рискнуть и, набрав в легкие воздух, нажать «кнопочку», что ты хочешь быть актером.  

- Если руководитель проекта заинтересуется, то свяжется с человеком. Также можно создать свой проект, стать его руководителем и сформировать его. В этом поможет куратор направления, - объясняет Василий Гавин.

Про нереализованных людей

Идея создать ресурс возникла, когда педагогу стало очевидным, что многие выпускники - актеры и режиссеры - оказываются не у дел. 

- У нас не Санкт-Петербург, где много любительских подвальных театров. Именно там в году 97-м я вдруг поймал себя на мысли, что есть любители, которые горят ярче, чем профессионалы, живее, непосредственнее. Это другой вид искусства, но он мне очень нравится. Это раньше было в Молодежном театре, в Бурдраме, в «Ульгэре», – продолжает автор «Проствора». - Когда порыв души не находит иного выхода, человек, как в драматургии абсурда, начинает чувствовать себя одиноким и ненужным, уходя в зависимость от алкоголя и т.д. 

Где взять площадку? В прошлом году Василий Гавин с товарищами проводил актерские тренинги и даже спектакли в торговом центре «Кэпитал молл».  

- Иногда одни люди не могут найти место для локации, а другие, наоборот, хотят, чтобы у них что-то происходило, - разъясняет Василий Гавин. - Надо просто всех соединить.

О бедах профессионализма

- Хорошие актеры в театре быстро портятся – привыкают делать то, что требуется. Режиссеры, с одной стороны, облегчают им задачу, диктуя, что и как нужно делать, а с другой  - зритель, видя постановку, не чувствует актера. Например, в Русском театре актеры закрыты режиссерскими приемами, а микрофоны – просто что-то ужасное, - говорит Василий Гавин. -  Если на «Фронтовичке» кто-то выходит в буфет, значит, там интереснее, живее, теплее. 

Причину, по которой игра любителей, бывает, трогает больше, Гавин видит в том, что у многих режиссеров нет методики работы с актерами. 

- Мне очень нравится, как работает с актерами режиссер Баирма Жалцанова. Она очень тонко чувствует настоящий театр. Она одна из немногих, кто чувствует что-то такое, чего не ощущают другие. У нее есть методика. Потому актеры получаются живые, смотреть интересно. Я часто вообще не смотрю на режиссерские приемы, а именно на связки - то, как актеры «находят» друг друга в спектакле. 

К слову, именно Баирма Жалцанова, выпускница режиссерского факультета ЛГИТМИК, ставила потрясающие спектакли с народными театрами. Ее «Мамашу Кураж», воплощенную непрофессиональными актерами Кижингинского народного театра, вспоминают до сих пор. Правда, сама Баирма Жалцанова с 2012 года в театре не работает – она покинула Бурятский театр с приходом к руководству четы Жамбаловых. 

- Факультет народного художественного творчества ВСГИК ежегодно выпускает режиссеров вовсе не для работы в клубе, а в любительском театре. Сейчас им нет места, но в системе «Проствор» оно будет, – обещает Василий Гавин. А у зрителей, возможно, появится шанс быть не только зрителями.

Без государства

В том, что система никак не связана с государством, он видит одни плюсы. 

- Все, что связано с государством, получается плохо. Из актеров и режиссеров получаются работники культуры, в то время как талантливые люди сидят по квартирам в полной нереализованности. Наша задача вытянуть их оттуда и соединить, потому что я сам не раз поражался, что бывает, когда люди находят друг друга. Тогда смотришь и думаешь: как это могло случиться в нашем маленьком городе? – заключает автор «Проствора» и вспоминает слова выдающегося педагога, режиссера и драматурга Нелли Дугар-Жабон, которая считала, что Улан-Удэ – это особое место пересечения Востока и Запада и начинать всегда лучше отсюда. Москва, где все растащат на бизнес-проекты, говорит Василий, меньше всего подходит для такого дела.

Диляра Батудаева, «Номер один». 
^