03.04.2019
МАК опубликовал предварительный отчет о крушении вертолета Сергея Рогова
Возможно, воздушное судно упало из-за мороза

Межгосударственный авиационный комитет опубликовал промежуточные результаты расследования крушения вертолета Agusta Westland AW119, в котором погиб бизнесмен, хозяин ТРЦ Peoples Park Сергей Рогов, пилот и еще два пассажира. Выводов о причинах происшествия документ не содержит, ограничившись подробным описанием самого происшествия.

Напомним, авиакатастрофа произошла утром 30 декабря 2018 года в районе Верхней Березовки в Улан-Удэ. Вот как описываются события того дня в отчете.

29 декабря родственник собственника вертолета Сергей Рогов пригласил двух знакомых на отдых в районе населенного пункта Кыджимит, расположенного в 270 км от столицы Бурятии.


Со слов свидетеля, пилот Сергей Бондарь прибыл к ангару с вертолетом на Верхней Березовке в 7 часов 45 минут. Он загрузил в вертолет личные вещи и контейнер с продуктами. Затем он осмотрел вертолёт и выкатил его из ангара. После прибытия пассажиров воздушное судно в 9.04 вылетело в пункт назначения.

Спустя час полета пилот связался с диспетчером и доложил, что с местным диспетчерским пунктом связи нет, он закончил работу и возвращается в Улан-Удэ. Последняя связь с землей произошла в 10.14, когда диспетчер запросил у пилота расчётное время посадки на Верхней Берёзовке. После этого командир судна на связь не выходил и не отвечал на неоднократные вызовы диспетчера.

Как установило расследование, не долетая примерно 500 метром до посадочной площадки, пилот пытался, вероятнее всего, выполнить посадку на футбольное поле. После снижения до высоты менее 10 метров, со слов очевидца, вертолет начал набирать высоту. При этом вертолет начал вращаться по часовой стрелке, перемещаясь в сторону леса. В дальнейшем вертолет начал снижаться, упал в лес и загорелся.


«Столкновение воздушного судна с земной поверхностью произошло с МК≈210° без крена и тангажа. При столкновении поступательная скорость воздушного судна отсутствовала,  вертикальная скорость, наиболее вероятно, была большая. При столкновении с земной поверхностью пилот и главный пассажир (Сергей Рогов – прим авт) были выброшены из кабины воздушного судна вперед на 5–10 метров, а два пассажира – через левую пассажирскую дверь на удаление 1-3 метра от фюзеляжа. После столкновения воздушное судно загорелось», сообщается в отчете.


При осмотре места происшествия комиссия обратила внимание, что кроны деревьев высотой до 20 метров в месте падения вертолета не повреждены. В связи с этим комиссия пришла к выводу, что несущий и рулевой винты при столкновении воздушного судна с деревьями не вращались.


В документе говорится, что потерпевший крушение вертолет был изготовлен в 2009 году. Последнее техническое обслуживание он проходил в начале декабря 2018 года. Его проводили специалисты ООО «Уральская вертолётная компания».

59-летний пилот Сергей Бондарь имел общий налет 7621 час. Он летал на Ми-2, Ми-8, ЕС-120 и AW119. Из них 176 часов он летал именно на Agusta Westland.


Экспертиза авиационного топлива показала, что оно «является авиатопливом ТС-1 по ГОСТ 10227-86. В данном авиатопливе ТС-1 противоводокристаллизационной жидкости не обнаружено».

В настоящее время расследование авиакатастрофы продолжается. Исследования двигателя и главного редуктора проводятся на заводах-изготовителях в Италии и Канаде.


И хотя промежуточный отчет не называет причины катастрофы, определенный намек он все же содержит. В документе указано, что вертолет этой модели может эксплуатироваться при температуре от минус 25 до плюс 50 градусов. Между тем, в день крушения она была немного ниже минимального значения. Так в аэропорту «Байкал», расположенном в 19 км юго-западнее места крушения, она составляла минус 24°С (температура точки росы минус 28°С). На аэродроме в поселке Восточный, расположенном в 8 км юго-восточнее места происшествия, температура воздуха составляла уже минус 28.2°С. Гидрометеорологическая станция ФГБУ «Забайкальское УГМС», расположенная в 9 км юго-западнее места катастрофы, зафиксировала минус 26 градусов.

Отметим, именно на низкую температуру воздуха как возможную причину крушения нашему изданию практически сразу же указал один из экспертов.

- На таких вертолетах летать в холода это просто безумие, - сообщил «Номер один» информированный источник спустя несколько дней после аварии. - Они не относятся к арктическим вариантам, очень чувствительны к качеству авиакеросина, и в морозы у них нередко происходят перебои с подачей топлива.

Это подтверждают и оперативные рекомендации, данные МАКом в отчете.

«Лётному составу, выполняющему полёты на вертолётах типа Agusta AW119 MKII, повторить действия при отказе путевого управления. Лётному составу, выполняющему полёты на вертолётах, обратить внимание на соответствие температур наружного воздуха эксплуатационным ограничениям», сказано в документе.

Фото: скриншоты отчета МАК
^