Общество
14.01.2022 в 09:00
Жители Бурятии «молятся» на федеральные сети
Только приход в республику крупных ритейлеров может снизить цены на продукты
Текст: Дмитрий Родионов
Согласно предварительным данным Росстата, в 2021-м продовольственные товары за год подорожали на 10,62%. В Бурятии цены на продукты измеряются уже двузначными показателями, в чем может убедиться каждый покупатель. Рост в основном объясняют повышением мировых цен на продовольствие. Поскольку около 90% продуктов завозится к нам из других регионов и из-за рубежа, то единственное, что может в ближайшем будущем остановить ценовой разгон, это рост конкуренции между торговыми сетями. Что предотвратит саму возможность ценового сговора.
В Бурятии новогодние цены удивили жителей региона. Например, на те же мандарины и ананасы они «улетели» за 200 рублей за килограмм. Все остальные составляющие праздничных застолий, от хлеба до колбасы и ингредиентов к салатам оливье, подорожали не столь стремительно, но тоже весьма существенно.
Не случайно в социальных сетях Бурятии активизировались сетования улан-удэнцев на рост продовольственной инфляции.
- В ноябре была в Москве, бананы покупала 60 рублей за килограмм, прилетела в Улан-Удэ - у нас 120 рублей. Продукты там заметно дешевле, и это в дорогой Москве, - удивляется улан-удэнка Туяна. - А секрет в том, что там есть конкуренция за покупателя, а здесь нет, поэтому ломят любые цены, какие захотят.
Однако 2022 год может стать переломным. В Бурятии откроются сразу две крупные федеральные сети: «Магнит» и «Красное&Белое». Топ-менеджмент «Магнита» объявил об этом еще в 2020 году, а в пресс-службе компании «Красное&Белое» «Номер один» на днях подтвердили, что сеть намерена «в 2022 году открыть магазины и в Бурятии». При этом, как сообщается, компания «не намерена скупать в регионе местные сети». Предпочитая работать на «арендованных площадях».
В министерстве промышленности и торговли Бурятии, отвечая на запрос относительно предстоящей экспансии федеральных сетей в республику, отметили, что их «вхождение в республику в течение определенного времени негативно отразится на региональном бизнесе».
Судя по всему, как это часто бывает, при заходе на новые рынки компании, с целью привлечения покупателей, идут на значительное снижение цен и различные акции. Все это бьет по местным игрокам, оказывающимся в условиях высокой долговой нагрузки в уязвимом положении.
Дело в том, что у федеральных ритейлеров, в отличие от региональных игроков, заключаются выгодные для сетей контракты с поставщиками. Что дает серьезное преимущество «Магниту», Х5, «Дикси», «Ашану», «Ленте» и другим, которые долгое время могут держать цены на многие группы товаров на максимально низком уровне.
- Местным сетям будет сложно что-либо противопоставить не только федеральным игрокам, активизирующим свое присутствие в районах республики, где гораздо ниже конкуренция, - говорит экономист Анатолий Думнов. – Но, например, тот же красноярский «Светофор» одновременно строит магазин в Турунтаево и открывает супермаркеты в Великобритании и Франции. Понятно, что эффект масштаба позволяет им гибко реагировать на рыночные колебания.
Напомним, «Светофор» является сетью для небогатых покупателей, где товары в основном консервированные, разложены на поддонах, что снижает издержки сети на раскладку. Тем не менее в условиях многолетнего падения доходов подобные жесткие дискаунтеры занимают все большую рыночную нишу.
Но пока при сопоставлении московских и бурятских цен на продовольствие разница явно не в нашу пользу. По самым ходовым товарам - молоку, овощам, фруктам, консервам - их стоимость в западных регионах на 20 - 30% дешевле, чем у нас.
И если федеральные торговые сети привнесут в регион и более низкие ценовые предложения, то радости покупателей не будет предела.
- В Бурятии есть очень сильные ожидания от крупных федеральных сетей, люди все чаще ездят в Москву и сравнивают цены, поэтому все с нетерпением ждут их прихода, надеясь на ценовой демпинг, - полагает Анатолий Думнов. - При этом их абсолютно не волнует, что часть торговых сетей в Бурятии разорится. Просто покупателям надоело покупать продукты по диким ценам, поддерживая «отечественного продавца».
В минпромторге РБ согласны с тем, что «федеральный ритейл задает новые стандарты потребления, привлекает покупателей новым ассортиментом и низкими ценами».
В результате часть предпринимателей, в основном это магазины у дома, будут вынуждены поменять ассортимент и торговую политику. В конечном итоге именно конкурентная борьба за клиента заставит предпринимателей улучшать сервис и снизить цену, полагают в ведомстве.
Фото: «Номер один»
В Бурятии новогодние цены удивили жителей региона. Например, на те же мандарины и ананасы они «улетели» за 200 рублей за килограмм. Все остальные составляющие праздничных застолий, от хлеба до колбасы и ингредиентов к салатам оливье, подорожали не столь стремительно, но тоже весьма существенно.
Не случайно в социальных сетях Бурятии активизировались сетования улан-удэнцев на рост продовольственной инфляции.
- В ноябре была в Москве, бананы покупала 60 рублей за килограмм, прилетела в Улан-Удэ - у нас 120 рублей. Продукты там заметно дешевле, и это в дорогой Москве, - удивляется улан-удэнка Туяна. - А секрет в том, что там есть конкуренция за покупателя, а здесь нет, поэтому ломят любые цены, какие захотят.
Однако 2022 год может стать переломным. В Бурятии откроются сразу две крупные федеральные сети: «Магнит» и «Красное&Белое». Топ-менеджмент «Магнита» объявил об этом еще в 2020 году, а в пресс-службе компании «Красное&Белое» «Номер один» на днях подтвердили, что сеть намерена «в 2022 году открыть магазины и в Бурятии». При этом, как сообщается, компания «не намерена скупать в регионе местные сети». Предпочитая работать на «арендованных площадях».
В министерстве промышленности и торговли Бурятии, отвечая на запрос относительно предстоящей экспансии федеральных сетей в республику, отметили, что их «вхождение в республику в течение определенного времени негативно отразится на региональном бизнесе».
Судя по всему, как это часто бывает, при заходе на новые рынки компании, с целью привлечения покупателей, идут на значительное снижение цен и различные акции. Все это бьет по местным игрокам, оказывающимся в условиях высокой долговой нагрузки в уязвимом положении.
Дело в том, что у федеральных ритейлеров, в отличие от региональных игроков, заключаются выгодные для сетей контракты с поставщиками. Что дает серьезное преимущество «Магниту», Х5, «Дикси», «Ашану», «Ленте» и другим, которые долгое время могут держать цены на многие группы товаров на максимально низком уровне.
- Местным сетям будет сложно что-либо противопоставить не только федеральным игрокам, активизирующим свое присутствие в районах республики, где гораздо ниже конкуренция, - говорит экономист Анатолий Думнов. – Но, например, тот же красноярский «Светофор» одновременно строит магазин в Турунтаево и открывает супермаркеты в Великобритании и Франции. Понятно, что эффект масштаба позволяет им гибко реагировать на рыночные колебания.
Напомним, «Светофор» является сетью для небогатых покупателей, где товары в основном консервированные, разложены на поддонах, что снижает издержки сети на раскладку. Тем не менее в условиях многолетнего падения доходов подобные жесткие дискаунтеры занимают все большую рыночную нишу.
Но пока при сопоставлении московских и бурятских цен на продовольствие разница явно не в нашу пользу. По самым ходовым товарам - молоку, овощам, фруктам, консервам - их стоимость в западных регионах на 20 - 30% дешевле, чем у нас.
И если федеральные торговые сети привнесут в регион и более низкие ценовые предложения, то радости покупателей не будет предела.
- В Бурятии есть очень сильные ожидания от крупных федеральных сетей, люди все чаще ездят в Москву и сравнивают цены, поэтому все с нетерпением ждут их прихода, надеясь на ценовой демпинг, - полагает Анатолий Думнов. - При этом их абсолютно не волнует, что часть торговых сетей в Бурятии разорится. Просто покупателям надоело покупать продукты по диким ценам, поддерживая «отечественного продавца».
В минпромторге РБ согласны с тем, что «федеральный ритейл задает новые стандарты потребления, привлекает покупателей новым ассортиментом и низкими ценами».
В результате часть предпринимателей, в основном это магазины у дома, будут вынуждены поменять ассортимент и торговую политику. В конечном итоге именно конкурентная борьба за клиента заставит предпринимателей улучшать сервис и снизить цену, полагают в ведомстве.
Фото: «Номер один»