13.10.2019
Опасное прошлое
Почему детские обиды могут разрушить жизнь человека?

Наверняка каждый из нас хоть раз в жизни встречал человека, который обижен на весь свет. Его везде притесняют, недооценивают, не любят. Окружающие относятся несправедливо. По мнению психологов, причины такого перманентного состояния обиды кроются в детстве. О нарушениях, порожденных на разных стадиях развития ребенка, и их влиянии на жизнь человека расскажет педагог-психолог высшей категории Алена Симонова.

Маска жертвы

- Алена Николаевна, расскажите, как, по вашему мнению, обида влияет на жизнь человека? 

- Многие из клиентов обращаются ко мне именно с проблемой обиды – на родителей, друзей, начальника и даже на себя. Обижаясь, люди занимают обвинительную, агрессивную позицию и постоянно напоминают себе, как несправедливо с ними поступили. Живя в обиде, человек не может полноценно проявить в работе, личной жизни, самореализоваться, потому что очень много энергии тратит на сохранение и проживание обиды. 

У него все всегда виноваты, а он - жертва. Ему все должны, все обязаны. В позиции жертвы он находит вторичную выгоду – все жалеют, оберегают, и самому ничего делать не надо. Очень удобная позиция. Бывает, обижаются на начальников, а сами не хотят предпринимать никаких активных действий. Он в гордыне не видит, почему его критикуют, в чем может стать лучше. Легче обвинить во всем другого, чем измениться – повысить квалификацию, подучиться. В итоге начальник выступает в роли агрессора, а он – жертвы, получается замкнутый круг. Жизнь обиженного не движется, и тогда он начинает обвинять в своих неудачах близких, политиков, социальную обстановку, но только не себя. 

Избавиться от чувства обиды – это принять ответственность за свою жизнь. Понять, все, что с нами происходит, это ответ на наше поведение. Важно разобраться, откуда идет обида. Часто люди просто не могут самостоятельно избавиться от этого чувства и снять маску жертвы. И тогда они обращаются к психологу, который начинает искать корень проблемы и часто находит его в детстве. Эти детские обиды при помощи психолога можно извлечь наружу через тело. 

- Каким образом? 

- Человек может не помнить детских обид и не понимает, почему сейчас он обижается. А тело все помнит. Наиболее эффективно позволяет вытащить обиды из тела такой метод телесно-ориентированной психотерапии, как бодинамика. Его основательницей является Эллизабет Марчер. Мы уже несколько лет работаем по этой методике. Бодинамическая модель структур характеров включает в себя несколько стадий развития ребенка. 

Первая - это структура существования. Она формируется задолго до рождения ребенка и длится до трех месяцев его жизни. На этом этапе закладывается жизненная сила человека, базовое право на существование. Например, беременная женщина не хотела ребенка. Говорила это вслух или про себя, а малыш внутри нее это чувствовал. В итоге у него оказалось нарушено базовое право на существование, он рождается с недоверием к миру и бессознательной обидой на мать. Почему-то чувствует себя ненужным, нелюбимым, может напрямую спрашивать у матери, зачем она его родила? 

Такие дети будут следовать девизу: «лишь бы меня не отвергли». Часто они очень привязаны к маме, а во взрослой жизни попадают в созависимые отношения, в симбиотическую связь. Они очень стараются быть любимыми, причем чересчур. Им все время кажется, что их кто-то отвергает. Часто надевают маску беглеца: «если меня отвергают, я сбегаю из этого мира». Убегают, например, в мир фантазий, в зависимости, в секты.  

Маменькин сынок

Часто обида появляется на второй структуре потребностей. Она охватывает период от одного месяца до 1,6 лет. Например, ребенку нужно было внимание, он просился на ручки, но мама не брала его. Со временем он стал подавлять в себе эту потребность. Повзрослев, человек продолжает подавлять свои желания, не знает, чего хочет в жизни. У него не получается добиться успеха ни в учебе, ни в чем то другом, потому что думает, что не справится и его «не возьмут на ручки». У таких людей низкая самооценка, их позиция - отчаяние, недоверие. Он думает, если даже что-то попросит (повышения зарплаты, должности), этого все равно не получит, потому что не сможет. 

Обида может возникнуть на структуре автономии – от восьми месяцев до 2,6 лет, когда ребенок начинает сепарироваться, отдаляться от родителей. «Я - сам», - говорит он постоянно. Он, например, пытается сам выбрать майку, отказывается надевать колготки. Ребенок начинает формировать свои границы, учится быть самостоятельным. 

- Какие последствия влекут нарушения в этой структуре? 

- Если мама препятствует сепарации, все делает за ребенка, то он и в 40 лет остается связанным с ней пуповиной.   Люди с обидой, возникшей на этом этапе, боятся делать реальные шаги, потому что думают, что у них ничего не получится. Это отголоски из детства, когда мама говорила ему: «дай, я сделаю, ты все равно не сможешь, ты еще маленький». У таких взрослых очень сильная обида на родителей, которые препятствовали ему самостоятельно идти по жизни. Однако они не понимают, что это было в детстве, а не теперь. Часто такие дети живут с родителями всю жизнь, они не создают свою семью, потому что уже не могут их оставить. Они обвиняют мам и пап в своей неудавшейся жизни.  

Если такой человек все-таки женится, то обиду на маму может проецировать на жену. Сбрасывать на нее свою злость и боль. Если мама раньше его гиперопекала, то сейчас это качество раздражает в супруге. Или девочка, у которой была обида на папу, проецирует ее на своего мужа. Видит в нем папу, который когда-то не давал ей самостоятельности, пресекал все начинания, поэтому выливает на мужа эту агрессию.

Часто те, кому на структуре автономии не дали стать самостоятельным, во взрослой жизни доказывают свою независимость по поводу и без. 

- Так они восстанавливают свои некогда попранные границы своей личности? 

- Да, потому что в детстве им не дали этого сделать. Такие подростки могут захлопнуть двери комнаты перед родителями, крикнуть матери, чтобы не лезла в его жизнь. Причина в том, что у него на маму давняя обида - когда он был маленький и она его гиперопекала. Если бы у ребенка было свое пространство, никто не лазил бы  в его телефон, компьютер или дневник, он бы так жестко не защищал свои границы сейчас. Но, к сожалению, наши родители очень часто без спроса вторгаются в личное пространство ребенка, а потом жалуются, что он от них закрывается. 

Четвертая структура воли. Она длится с двух до четырех лет. Если на предыдущей структуре ребенок начинает все делать самостоятельно, то здесь уже учится проявлять свои эмоционально-волевые качества. В этот период формируется его самооценка. Ребенок должен почувствовать себя компетентным, умелым, хорошим, научиться добиваться своей цели. Порой ему говорят: «помолчи и не лезь во взрослые разговоры», «ты еще будешь высказывать свое мнение, малявка». Так подавляют волю ребенка, он понимает, что не имеет права высказать свое мнение, его не ценят, он - никто. 

Ребенку в этом возрасте нужно выражать свое мнение, свои чувства, а ему это нельзя. 

Если его ломают на ранней стадии, то он чувствует себя виноватым во всем, потому что обвинили: «не лезь, куда не следует». Контроль, оценка, критика – это то, что подавляет у ребенка волевые качества. Далее во взрослой жизни человек будет винить себя во всем, что бы ни случилось. 

Право любить

Пятая структура любви (от трех до шести лет). Здесь тоже часто формируется обида. В этот период формируется сексуальность человека, его представление о любви. Девочки до пяти лет очень любят папу как жениха и хотят за него замуж, а мальчики очень привязаны к маме, ходят за ней по пятам. Иногда папа грубо начинает говорить сыну: «ты же мужик, что ты за мамой ходишь, что ты ноешь», - так нарушается право ребенка любить и быть любимым. 

У девочки это право нарушается, если она не получает папиной любви, потому что папы нет или он не обращает на нее внимание, не восхищается ею как девочкой. В этой фазе очень важно проявлять к детям любовь, показать, что любить друг друга - это хорошо. Например, мама с папой могут обниматься, целоваться, папа может дарить маме и дочери цветы. Тогда в малышке зарождается женщина, у нее формируется положительное отношение к мужчинам. 

Мальчики должны видеть, как мама проявляет любовь к папе, у него формируется хорошее мнение о женщинах в целом. Если в это время мама отторгает сына, часто его  ругает, то он будет относиться к женщинам как к какому-то устрашающему существу. Если мама очень властная и жесткая, то сын будет притягивать в свою жизнь именно таких женщин, которые будут его пилить и критиковать. Мужчина искренне не понимает, почему его тянет именно к таким женщинам. 

В этот период ребенок обычно изучает свои половые органы. Это способ самопознания. Но иногда родители воспринимают это как нечто страшное и ненормальное. Бьют по рукам, обзывают, кричат, наказывают. 

- Как может отразиться такая реакция родителей на дальнейшей жизни ребенка? 

- Ребенок понимает, что половые органы – это что-то страшное, а потом всю жизнь страдает, потому что у него сексуальная сфера закрыта психотравмой. Из-за этого часто девочки вырастают фригидными, а мальчики испытывают трудности в интимной области. 

Шестая структура мнений. Она формируется с пяти до девяти лет. В этом возрасте ребенок начинает ходить в школу, активно высказывать свое мнение, задать вопросы. Часто его мнение подавляется, а вот мнение взрослых, наоборот, признается как единственно правильное. В этом возрасте ребенок может предлагать, куда поехать в выходные с семьей отдохнуть, куда потратить карманные деньги. Однако ему это запрещено. Если случается конфликт с учителем, то его не слушают. Ребенок пытается доказать свою правоту, но его не слышат и делают виноватым в конфликте. Так появляется травма несправедливости, с которой человек идет по жизни. 

Как видите, обида может стать источником множества проблем. Она не дает человеку жить расслабленно, счастливо, радостно. Она влияет на все сферы его жизни – семью, работу, самореализацию, на отношения с детьми. Главное, осознать ее и с помощью психотерапевта проработать.  

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru
^