Общество
04.12.2019 в 17:05
СП: реформы лесной отрасли ослабили контроль за лесами
Ежегодный ущерб от незаконных рубок достигает 11-12 млрд рублей
Текст: Алексей Субботин
Децентрализация полномочий в лесной отрасли согласно принятому в 2007 году Лесному кодексу привела к снижению эффективности единой системы управления и контроля за лесами. К таким неутешительным выводам пришла Счетная палата по итогам проверок эффективности использования лесных ресурсов.
«Большинство регионов не достигают показателей исполнения переданных полномочий. Так, в 2016 году из 11 установленных показателей выполнены только 6, или 54,5%, в 2017 году – 7, или 63,6%, в 2018 году – 5, или 45,5%. На постоянной основе около половины регионов не выполняют показатели по выявлению нарушений лесного законодательства и возмещения ущерба от них», – заявил на коллегии аудитор Михаил Мень.
По оценкам Счетной палаты, основные причины сложившейся ситуации: неукомплектованность штата и недостаточное финансирование переданных полномочий. Еще одна проблема – различие в структуре региональных органов власти, на которые возложено управление лесным хозяйством. «Это не позволяет внедрить единые подходы к обеспечению устойчивого управления лесным хозяйством и существенно усложняет координацию со стороны федерального центра», – пояснил аудитор.
Проверка выявила отсутствие достоверной информации об объеме заготовки, оборота и экспорта лесоматериалов в стране. Эти сведения в регионах Рослесхозе и Росстате разнятся.
Эффективному планированию использования лесов мешает отсутствие актуальной информации о лесных ресурсах. «Давность 85% материалов по лесоустройству превышает 10 лет. Это значит, что о состоянии лесного фонда на площади 974 млн гектаров нет достоверной информации. Кроме того, отсутствует единая информационная база об использовании лесных ресурсов. Не организована возможность взаимодействия ЛесЕГАИС и информационных систем заинтересованных органов исполнительной власти», – пояснил Михаил Мень.
По-прежнему в стране остро стоит проблема нелегальной вырубки. «На протяжении последних 10 лет сохраняется 16–17 тыс случаев незаконных рубок в объеме 1,3 млн кубических метров в год. Сумма нанесенного ущерба – в среднем 11–12 млрд рублей ежегодно. Почти половина объема незаконных рубок (53,2%) в 2018 году зафиксирована на территории Иркутской области – с объемом 0,6 млн кубометров и ущербом 4,4 млрд рублей», – заявил аудитор.
По мнению Счетной палаты, к такой ситуации привели низкий уровень контроля со стороны правоохранительных органов, несоблюдение нормативов патрулирования сотрудниками лесной охраны, недостаточное урегулирование деятельности пунктов приема, хранения и отгрузки древесины, отсутствие достоверного учета лесоматериалов и информационного обмена между контролирующими органами. Не реализовано предусмотренное Лесным кодексом право должностных лиц, осуществляющих лесную охрану, на ношение и применение служебного оружия.
Замминистра природных ресурсов и экологии Сергей Аноприенко на коллегии так прокомментировал ситуацию: «На сегодняшний день есть ряд поручений президента и правительства. Первоочередная мера, которую мы реализуем – это исполнение поручения организовать территориальный орган Рослесхоза, который будет работать именно на территории Иркутской области в прямом подчинении Рослесхоза».
Счетная палата со своей стороны предлагает предусмотреть единые подходы к определению нормативов патрулирования лесов, установить общие требования к порядку организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины. Также целесообразно пересмотреть нормативы заготовки древесины для собственных нужд, установить ответственность за недостоверность данных лесоустройства и рассмотреть вопрос об изменении порядка определения размера возмещения ущерба, причиненного лесам.
Счетная палата разрабатывает комплекс мер по преодолению проблем в лесной отрасли, которые будут направлены президенту России, сообщает пресс-служба контрольного органа.
Фото: ach.gov.ru
«Большинство регионов не достигают показателей исполнения переданных полномочий. Так, в 2016 году из 11 установленных показателей выполнены только 6, или 54,5%, в 2017 году – 7, или 63,6%, в 2018 году – 5, или 45,5%. На постоянной основе около половины регионов не выполняют показатели по выявлению нарушений лесного законодательства и возмещения ущерба от них», – заявил на коллегии аудитор Михаил Мень.
По оценкам Счетной палаты, основные причины сложившейся ситуации: неукомплектованность штата и недостаточное финансирование переданных полномочий. Еще одна проблема – различие в структуре региональных органов власти, на которые возложено управление лесным хозяйством. «Это не позволяет внедрить единые подходы к обеспечению устойчивого управления лесным хозяйством и существенно усложняет координацию со стороны федерального центра», – пояснил аудитор.
Проверка выявила отсутствие достоверной информации об объеме заготовки, оборота и экспорта лесоматериалов в стране. Эти сведения в регионах Рослесхозе и Росстате разнятся.
Эффективному планированию использования лесов мешает отсутствие актуальной информации о лесных ресурсах. «Давность 85% материалов по лесоустройству превышает 10 лет. Это значит, что о состоянии лесного фонда на площади 974 млн гектаров нет достоверной информации. Кроме того, отсутствует единая информационная база об использовании лесных ресурсов. Не организована возможность взаимодействия ЛесЕГАИС и информационных систем заинтересованных органов исполнительной власти», – пояснил Михаил Мень.
По-прежнему в стране остро стоит проблема нелегальной вырубки. «На протяжении последних 10 лет сохраняется 16–17 тыс случаев незаконных рубок в объеме 1,3 млн кубических метров в год. Сумма нанесенного ущерба – в среднем 11–12 млрд рублей ежегодно. Почти половина объема незаконных рубок (53,2%) в 2018 году зафиксирована на территории Иркутской области – с объемом 0,6 млн кубометров и ущербом 4,4 млрд рублей», – заявил аудитор.
По мнению Счетной палаты, к такой ситуации привели низкий уровень контроля со стороны правоохранительных органов, несоблюдение нормативов патрулирования сотрудниками лесной охраны, недостаточное урегулирование деятельности пунктов приема, хранения и отгрузки древесины, отсутствие достоверного учета лесоматериалов и информационного обмена между контролирующими органами. Не реализовано предусмотренное Лесным кодексом право должностных лиц, осуществляющих лесную охрану, на ношение и применение служебного оружия.
Замминистра природных ресурсов и экологии Сергей Аноприенко на коллегии так прокомментировал ситуацию: «На сегодняшний день есть ряд поручений президента и правительства. Первоочередная мера, которую мы реализуем – это исполнение поручения организовать территориальный орган Рослесхоза, который будет работать именно на территории Иркутской области в прямом подчинении Рослесхоза».
Счетная палата со своей стороны предлагает предусмотреть единые подходы к определению нормативов патрулирования лесов, установить общие требования к порядку организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины. Также целесообразно пересмотреть нормативы заготовки древесины для собственных нужд, установить ответственность за недостоверность данных лесоустройства и рассмотреть вопрос об изменении порядка определения размера возмещения ущерба, причиненного лесам.
Счетная палата разрабатывает комплекс мер по преодолению проблем в лесной отрасли, которые будут направлены президенту России, сообщает пресс-служба контрольного органа.
Фото: ach.gov.ru