Правительство Бурятии выдавливает Сбербанк с рынка кредитования бизнеса

Его место может занять банк «Открытие», переговоры с которым сейчас ведутся
A- A+
Текст: Газета
Правительство Бурятии выдавливает Сбербанк с рынка кредитования бизнеса

В руководстве бурятского отделения Сбербанка произошли изменения. Расстался с должностью заместитель управляющего бурятским отделением ББ Сбербанка по работе с проблемными активами Олег Ларионов, чья фамилия фигурировала в самых жестких процессах по взысканию долгов у крупных предприятий Бурятии. Уход заместителя управляющего выглядит не случайным. Как утверждают наши источники, это стало результатом жесткой реакции правительства Бурятии.

За бесценок

Еще в феврале этого года «Номер один» обнародовал информацию о скором уходе Олега Ларионова в связи с ликвидацией его должности. При этом сообщалось, что кадровое решение совпало по времени с тем, что «эффективный менеджер», вопреки настоятельной рекомендации правительства Бурятии, дал команду ввести на работающем предприятии «Агролидер-Плюс» (крупнейший тепличный комплекс РБ) конкурсное производство.

Напомним, что в российских реалиях введение этого варианта банкротства означает быстрое уничтожение предприятия и распродажу ценного имущества за копейки «своим» структурам. Часто по «откатным» схемам. Хотя в случае с тепличным комплексом имелась реальная возможность его реструктуризировать.

Можно добавить, что банкротство тепличного комплекса могло стать последней каплей терпения у главы Бурятии Алексея Цыденова, которому, судя по всему, надоело смотреть на череду чрезвычайно жестких решений Сбербанка по местным предприятиям. Г-на Ларионова отодвинули от хлебной темы «проблемных активов» и перевели в Иркутск после, как утверждает наш источник, жесткого разговора главы Бурятии с банкирами.

В Иркутске «эффективному менеджеру» поручено заниматься малопонятным и, думается, не слишком доходным «управлением глобальными рынками». Аналитики полагают, что организованный уход «глобалиста» — это лишь первый шаг к пониманию того, что региону придется выстраивать новые отношения с теми кредитными учреждениями, которые будут в реальности финансировать экономику, прежде всего, строительный сектор. А не делать деньги на банкротстве еще остающихся на плаву промышленных предприятий республики.

Банкротство по заказу

Хрестоматийным примером является банкротство «Икат-плюс», крупнейшего дорожного предприятия Бурятии. Дорожники задолжали Сбербанку, АТБ и другим кредиторам более 1,6 млрд рублей. У компании имелся крупный актив - улан-удэнский торговый комплекс «Форум» с объемом вложений в 1 млрд рублей и готовностью объекта в 96%.

Реальная рыночная стоимость могла бы превышать сумму всего долга. Но арбитражным управляющим «Икат-плюс» был определен лояльный к Сбербанку иркутянин Юрий Никонов. Так вот с подачи г-на Никонова торговый центр площадью в 20 тысяч квадратных метров в ноябре 2016 года продали всего за 634 млн рублей!

- Это уму непостижимо. Бато Очиров (владелец компании. - Прим. ред.) вложил в строительство еще докризисными деньгами один миллиард, а рыночная стоимость бизнеса могла перебить всю сумму долга, - сообщил один из бизнесменов. - Если бы информацию по продаже «Форума» сделали бы открытой и передали на аутсорсинг федеральным агентствам недвижимости, то его бы, скорее всего, продали гораздо дороже.

Но «Форум» без особого шума выставили на аукционной площадке Сбербанка. Где редко появляется что-то интересное для покупателей недвижимости.

Добавим, если бы цена выставленного на продажу комплекса была реальной, то, скорее всего, не понадобилось бы распродавать за бесценок дорогостоящую дорожную технику «Икат-плюс» иркутским дорожникам. В Бурятии сохранили бы крупное дорожное предприятие и рабочие места. Свои дорожники смогли бы ежегодно выигрывать тендеры на реконструкцию дорог, а это зарплата и внушительные налоги, остающиеся в Бурятии.

Но «Икат-плюс» был уничтожен. Правда, за грубейшие нарушения при продаже «Форума» Арбитражный суд РБ отстранил Юрия Никонова от конкурсного производства. Но это уже ни на что не влияло - товарищ, похоже, к этому времени уже выполнил все, что от него требовалось.

Сбербанк также фигурирует и в деле банкротства «Улан-Удэстальмост». Где, несмотря на стратегический характер предприятия, все делается для того, чтобы его распродать.

При этом «Улан-Удэстальмост» трудно заменить. Ближайшее подобное предприятие находится в Кургане. А ведь старые мосты на Транссибе, построенные еще при царе Николае II, начинают разваливаться. И наш завод сегодня ждут более глобальные, государственные задачи, чем просто судьба быть разрезанным на металлолом. Жаль, что Сбербанк думает по-другому, настаивая на конкурсном производстве.

Скатертью дорожка

После ухода из региона Олега Ларионова сгущаются тучи и над его «коллегой», иркутянином Никоновым. Так, 29 марта 2019 года одно из контрольных подразделений Росреестра по РБ возбудило дело об административном правонарушении № 00100419 в отношении Юрия Никонова. Если нарушения будут доказаны, то следующим шагом федерального ведомства может стать подача заявления в Арбитражный суд РБ на лишение права заниматься арбитражным управлением.

В целом к государственному Сбербанку, похоже, меняется отношение не только у региональных властей, но и у бизнеса. Хотя какой он государственный? Ведь доля Центробанка в его акционерном капитале лишь немного выше 50%.

- Я кредитовался в Сбербанке под 12,5% годовых, поскольку считался VIP-клиентом и обслуживался в банке еще с 90-х годов, - рассказывает улан-удэнский бизнесмен Владимир Федоров. - В 2015 году мне предложили подписать допсоглашение на 16,5% годовых, на что я дал отказ, поскольку считал повышение необоснованным. Тогда мне сказали, что ставку поднимут еще выше.

По словам предпринимателя, в июле 2016 года он получил уведомление, что ставка для него поднята до 21% годовых!

- Я написал им возражение, как они могут так делать, если другие банки дают кредиты предпринимателям под 14,5-15%?  - возмущается бизнесмен. - Причем в это же время новым клиентам Сбербанка они же сами установили ставку в 15%!

В результате предпринимателю в одностороннем порядке все равно подняли ставку до 21%, сняли деньги со счета, и ему ничего не оставалось как уходить.

- Я перекредитовался под 14,5% в другом банке, погасил кредит и с большим чувством радости и облегчения расстался со Сбербанком, - отметил он. - Мне еще повезло, но представляю закредитованных бизнесменов, кто не может просто так уйти. Для них резкий рост стоимости обслуживания - шаг к банкротству и потере бизнеса.

Нужна альтернатива

Монополизм, как известно, ни к чему хорошему не приводит, особенно в кредитовании. И многие эксперты говорят, что спасти тот же малый бизнес Бурятии, численность которого за пять лет сократилась почти вдвое, можно только если решения о кредитовании банки будут принимать на местах.

Во-вторых, ожидать роста финансирования отраслей, значимых для государства, могут лишь на 100% государственные банки, имеющие утвержденные кредитные лимиты для региона. В Бурятии их всего лишь два: «Россельхозбанк» и банк «Открытие».

Менеджеры первого госбанка имеют право сами в Бурятии, не советуясь с головной структурой, принимать решения об открытии кредитных линий на 30 млн рублей. Второму филиалу дан лимит в 50 млн. Добавим, что филиалы всех других банков, работающих в Бурятии, этого права лишены – решения, кого кредитовать или нет, принимаются в Москве или Иркутске. Соответственно, идет затяжка и частые отказы. Ведь наш регион, тут необходимо отметить, в Москве считается проблемным и закредитованным. С соответствующим высокомерным отношением к местному бизнесу.

Видимо, правительство Бурятии уже не устраивает двойственность некоторых банков по отношению к региону.  Когда на словах декларируется «государственная озабоченность» в деле помощи экономики. А на деле идут отказы в кредитовании, а если «помощь» и оказывается, то потом почему-то в республике остаются руины загнанных в долги и обанкроченных промпредприятий. Активы которых потом нередко продаются иркутянам, как в историях с банкротством фабрики «Макбур», Заудинского мелькомбината, «Улан-Удэстальмоста» и других, о чем «Номер один» уже сообщал.

Не случайно глава Бурятии Алексей Цыденов, по нашим сведениям, активизировал взаимодействие с двумя 100%-но госбанками – «Россельхозбанком» и банком «Открытие».

- Сейчас действительно идет совместное обсуждение с правительством Бурятии дорожной карты по крупным госпроектам, стратегически важным для нашего региона, - сообщил «Номер один» управляющий банком «Открытие» в Бурятии Анатолий Семенов.- В том числе для этих целей мы создали центр малого и среднего бизнеса и будем выдавать кредиты на 7-10 лет для реструктуризации старых кредитов и выдачи новых.

А источники в правительстве Бурятии говорят, что многое будет зависеть от ожидаемой в ближайшее время встречи Алексея Цыденова с главой банковской группы «Открытие» Михаилом Задорновым.

Будем надеяться, что эти планы не окажутся лишь очередными обещаниями и бизнес получит поддержку от правительства и госбанков в виде недорогого кредитования. Не случайно банковскую систему называют кровеносной. Ведь экономика не может жить без кредитных ресурсов, которые должны работать на нее, а не мешать ей развиваться.

Дмитрий Родионов, «Номер один»
Фото: «Номер один»

Читайте также

Команда «ТимлюйЦемента» отличилась на конкурсе «Территория профессионалов»-2024
Победители и призеры награждены памятными призами и денежными премиями
28.03.2024 в 15:57
Турпоток между Китаем и Россией достиг 1,2 миллиона человек в год
Полгода назад был запущен механизм безвизовых групповых поездок
28.03.2024 в 13:44
Пять предпринимательниц из Бурятии участвуют в финале премии «Бизнес-успех»
Все участницы вносят значительный вклад в развитие малого бизнеса и экономики Бурятии
28.03.2024 в 11:56
ТГК-14 рекордно заработала на потребителях
За 2023 год акционерам выплатят полтора миллиарда чистой прибыли
28.03.2024 в 06:00
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.