07.11.2019
В Улан-Удэ на месте фирмы по разработке нового самолета оказался фанерный завод
Ничего похожего на конструкторское бюро там обнаружить не удалось

«Номер  один» не удалось обнаружить в Улан-Удэ какой-либо активности по созданию нового варианта легкомоторного самолета «Байкал» с целью замены советского «кукурузника» Ан-2. По адресу регистрации победителя конкурса на освоение 1,2 млрд рублей - ООО «Байкал-инжиниринг» - на ул. Любови Шевцовой, 3Б, что-либо, напоминающее конструкторское бюро, отсутствовало. Как и ООО с уставным капиталом в 10 тыс. рублей, созданное накануне конкурса для последующего освоения денег, которые Минпромторг РФ выделил на «выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» по разработке суперсамолета, призванного заменить Ан-2. Вместо этого по данному адресу в столице Бурятии удалось найти лишь небольшой завод по производству фанеры.

У нас климат не тот

При желании и хороших мозгах и в сарае что-то можно разработать. Как Стив Джобс, склепавший в гараже первый компьютер Аpple. Однако в России не тот климат, во всех смыслах, все-таки почти три десятка лет реформаторских революций в образовании, науке и технике даром не проходят. И уж тем более сложно рассуждать о том, что на неказистой производственной базе рядом с ветшающими на глазах заводскими корпусами «Улан-Удэстальмоста» можно самим создать что-то летающее. Например, разработать новый вариант самолета «Байкал» с двумя двигателями. Тем не менее «Номер один» надежды не терял и попробовал найти зачатки «научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» на Шевцовой, 3Б.

Работники предприятия, а это в основном посланцы ближнего зарубежья, были немногословны и плохо понимали суть вопроса. Русскоязычных же работников вопрос - где тут изобретают самолеты - вообще поставил в тупик.

- Адресом ошиблись, здесь нет никаких самолетов, мы тут фанеру делаем, - сказали работники.

Между тем ошибки быть не могло - именно по данному адресу зарегистрировано ООО «Байкал-Инжиниринг», которому предстоит освоить бюджетные миллиарды с целью создания нового варианта ТВС-2ДТС «Байкал».

Кто вставляет палки в колеса
 
Напомним, что Сибирским НИИ авиации (Новосибирск) уже был разработан вполне конкурентоспособный на рынке новый «кукурузник», оснащенный надежным и мощным американским двигателем. Он уже летал и должен был стать на поток на мощностях Улан-Удэнского авиационного завода в 2021 году.

Север и Дальний Восток нуждались в замене устаревшего Ан-2, и с заказами на наш самолет не было проблем. И загрузка, а значит, и новые рабочие места на Улан-Удэнском авиационном заводе были бы обеспечены. Однако в августе  2019 года неожиданно Москва запретила эксплуатацию одномоторных «Байкалов» в так называемой арктической зоне эксплуатации (Якутии, Чукотке, Коми, части Красноярского края и др.), где сосредоточены наиболее платежеспособные покупатели на наш самолет. А в Минпромторге РФ заявили, что летающий «Байкал» никуда не годится и нужен новый самолет с двумя двигателями. Но с ними в России проблема. Ведь единственными двигателями на еще несозданный самолет предполагается использовать ВК-800С, разработки Уральского завода гражданской авиации (учредителя ООО «Байкал-инжиниринг»).

Однако до производства и сертификации нового двигателя понадобится, по оценке экспертов, минимум 3-4 года. И возникает вопрос - а зачем тогда зарубили наш «Байкал»? Ведь он же уже летал и на его создание были потрачены бюджетные средства! Неужели дело в том, что на нем стояли американские двигатели и могли быть наложены санкции? Но ведь это вопрос договоренностей - по каким схемам и через какие страны можно закупать необходимые импортные двигатели.

Похоже, что не это главное. Ответ проблем нашего «Байкала» лежит в другой плоскости. Ведь в России гораздо быстрее и легче «освоить» бюджетные миллиарды на каком-нибудь заводе, чем разработать нечто новое и нужное рынку. Впрочем, что-то нам все же предложат, ведь отчитаться за расходование средств рано или поздно придется. И есть подозрения, что это будет не то, что планировали.

Долетались до китайских копий

Как сообщили недавно китайские СМИ, Китай займется поставками в Россию партии самолетов Y5B, являющихся, по сути, лицензионной копией советского самолета Ан-2 (легкого многоцелевого самолета Y5B (Y-5BG)». По данным газеты «Шицзячжуан Дэйли», самолеты закупаются для использования неназванной компанией из Уральского региона РФ. Судя по всему, китайская копия Ан-2 может стать базой для создания «нового самолета» через ООО «Байкал-инжиниринг». Ведь с копий делать копии мы еще не разучились. А 4 ноября агентство REGNUM сообщило, что в Госдуме вызвало «недоумение намерение России закупить у Китая шесть копий советского АН-2».

- Это наш советский «кукурузник», который был занесен в Книгу рекордов Гиннеса, но развал промышленности достиг такого размера, что мы даже не можем производить простые типы самолетов и вынуждены закупать китайский аналог Ан-2? Стыдно и обидно, — возмутился депутат Госдумы Владимир Поздняков.

Однако стыд и обида это не про московский бизнес. Тут другие приоритеты. Когда на кону 1,2 млрд на «освоение», а ресурсов на обоснование бюджетных трат немного, почему бы не использовать для отчета великие достижения китайских копировальщиков? А полетит ли с композитными, алюминиевыми или фанерными крыльями очередная копия Ан-2, да еще и с двумя пока несозданными двигателями - дело десятое. Главное - процесс...

Комментарий Министерства промышленности и торговли РБ:

Компания «Байкал-Инжиниринг» на общих основаниях признана победителем конкурса Минпромторга РФ на разработку легкого многоцелевого самолета, предназначенного для местных воздушных линий.

Данная компания является конструкторским бюро, состоящим на сегодняшний день из более чем 80 сотрудников, осуществляющем свою фактическую деятельность на территории Москвы. Юридический адрес компании в Улан-Удэ позволяет ООО «Байкал-Инжиниринг» являться полноценным налогоплательщиком Республики Бурятия.

ООО «Байкал-Инжиниринг» является 100% дочерним предприятием АО «Уральский завод гражданской авиации». Необходимо отметить, что на сегодняшний день проходят корпоративные процедуры вхождения холдинга «Вертолеты России» в состав учредителей ООО «Байкал-Инжиниринг», что гарантирует участие представителей холдинга в процессах управления деятельностью ООО «Байкал-Инжиниринг».

Решение по юридической регистрации ООО «Байкал-Инжиниринг» на территории Бурятии кроме налоговой регистрации обусловлен ещё в основном и тем, что производственной площадкой для будущего самолета предполагается Улан-Удэнский авиационный завод с размещением линий промышленной сборки в рамках формирующегося технопарка.

Данный проект является приоритетным для региона и правительство Бурятии уделяет пристальное внимание ситуации по ходу реализации проекта.

Дмитрий Родионов, «Номер один»
Фото: «Номер один»
^