Политика и власть 11.04.2019 в 17:24

Оскандалившийся главный рыбоохранник Бурятии уходит на повышение

Наблюдатели шокированы карьерным взлетом Виталия Молокова
A- A+
Текст: Газета
Оскандалившийся главный рыбоохранник Бурятии уходит на повышение

Наша газета не раз писала о том, какие страсти кипели внутри Ангаро-Байкальского ТУ Росрыболовства (далее АБТУР). С приходом Виталия Молокова в кресло главы территориального управления жизнь в ведомстве буквально забурлила. Но если вы подумали, это из-за того, что новый глава ведомства так рьяно взялся за свою работу, то, увы, мы имеем в виду несколько другое.

Многочисленные скандалы и сразу три уголовных дела, возбужденных на троих сотрудников АБТУРА, включая самого экс-руководителя. Скандалы и суды с работниками ведомства, увольнение ряда опытнейших профессионалов своего дела и набор на ключевые посты «случайных» (или своих?) людей. Репрессии и гонения на тех, кто смел спорить или выступить свидетелем по уголовному делу Молокова. И, наконец, эпопея с Шумиловым, начальником отдела контроля и охраны биологических ресурсов (кстати, он был нанят на работу лично все тем же господином Молоковым), который позволил себе стрелять по машинам местных жителей, а также нагло воровать браконьерскую рыбу. Все это и многое другое - наследие всего лишь двух лет работы  Молокова во главе АБТУРа. Как видите, он успел сделать немало.

Именно этот человек сейчас проходит согласование на руководящую должность федерального масштаба. В Бурятии такая новость вызвала шок и бурю возмущения. Прежде всего, тех людей, кто не понаслышке знает, как именно работал на своем посту молодой юрист Виталий Молоков.

Три уголовки и один сиделец

На днях республику взбудоражила новость - реальный срок получил чиновник Росрыболовства. Бывший начальник отдела государственного контроля, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания Ангаро-Байкальского территориального Управления Росрыболовства (правая рука главы АБТУРа Виталия Молокова) был приговорен к шести годам лишения свободы.  

- Иван Шумилов признан виновным в «превышении должностных полномочий, совершенном с применением оружия», и «мошенничестве, совершенном с использованием служебного положения, - сообщили в Следственном управлении СКР по Бурятии.

В АБТУРе такое наказание считают обоснованным и справедливым. К слову, мы уже писали о том, что в кадровом отделе брать на работу Шумилова - бывшего водителя и юриста без стажа работы - поначалу не хотели. Пока будущий преступник не принес поддельную трудовую книжку, с которой парня приняли сначала на должность помощника Молокова, а потом и начальника отдела контроля.

- Шумилов был уверен, что начальник и друг Виталий Молоков в случае чего прикроет его, и вел себя нагло. И всегда делал, что хотел, ничего и никого особо не боясь, - уверяют сотрудники АБТУРа.

Но если в случае с распоясавшимся рыбоохранником все ясно, то с еще  двумя уголовно преследуемыми сотрудниками АБТУРа, включая самого Молокова, возникли вопросы.

Все мы помним обыски, выемки документов и долгое расследование следователями по особо опасным делам и ФСБ громкого дела, касающегося истории с дорогостоящими контрактами по выпуску личинок байкальского омуля в водоемы Бурятии. Отчетные цифры по выполненной работе не совпадали с реальной картиной. То есть на деле мальков для воспроизводства омуля было выпущено в разы меньше, чем оплачено бюджетом. В итоге доказать вину Молокова следователям не удалось.

- В следственные органы поступили материалы оперативно-розыскной деятельности, в которых говорилось о том, что главным специалистом были подписаны акты выпуска молоди рыбы, в которые внесены заведомо ложные сведения. И, помимо этого, были данные о том, что якобы этому предшествовало поручение руководителя территориального управления. Эти сведения необходимо было проверить следственным путем. В итоге вина главного специалиста действительно была подтверждена: он совершил служебный подлог. Но в связи с хорошими характеристиками, деятельным  раскаянием уголовное дело в отношении него было прекращено по нереабилитирующим основаниям. А данные о том, что Молокову было известно о выпуске молоди меньших объемов, чем предусматривал госконтракт, в ходе следствия не были подтверждены. В связи с чем уголовное дело против Молокова прекращено по реабилитирующим основаниям, - сообщили нам в СУ СК по Бурятии.

Иными словами, официально не удалось доказать, что Виталий Молоков знал, что объем выпущенной рыбы не соответствует объемам госконтрактов. Мол, все сделали подчиненные за его спиной. Равно как и не удалось доказать существование устного распоряжения начальника на сей счет. Как говорится, то, что не доказано, как бы и не было.  

Кадровая политика

Конечно, если бы профессионализм и результаты работы нового управленца в АБТУРе были на высоте, то вспоминать прошлое было бы бессмысленно. Вот только, по мнению подчиненных, экс-главы ведомства, бывший работник прокуратуры мало что понимал в деле, за которое взялся, и на глазах у них разваливал рыбную отрасль. Особенно это касается кадровой политики. Многие профессионалы и опытнейшие специалисты именно в бытность Молокова покинули ряды АБТУРа.

Особенно сложный период репрессий и гонений был в период, когда Молоков вернулся к своим обязанностям (после скандала с его уголовным делом). Естественно, по совершенно случайному стечению обстоятельств у сотрудников, когда-либо дававших показания или встававших поперек мнения начальника, начались проблемы. Вплоть до увольнения.

Так, был уволен под незначительным предлогом главный инспектор Баргузинского межрайонного отдела Александр Соколов. Когда-то он давал показания по делу друга Молокова Шумилова. Однако главный инспектор сумел отстоять свои права в суде. И районный, и Верховный суд республики встали на его сторону, и сотрудник был восстановлен в своей должности. Затем дамоклов меч навис и над главным государственным инспектором Байкало-Селенгинского межрайонного отдела АБТУР Анатолием Суворовым. Профессионала своего дела, работавшего с самого основания Ангаро-Байкальского ТУ Росрыболовства и неизменно показывающего лучшие результаты по работе, в одночасье превратили чуть ли не в преступника. Опять же, конечно, лишь по случайному совпадению Анатолий Николаевич когда-то давал показания по ситуации с Молоковым. Всем неугодным сообщали о том, что они находятся в «черном списке» на увольнение.

Но дело не только в кадровой политике.

– Говорить можно много о чем. Хотя бы о том, как посты на нересте выставляются? Да вообще непонятно, как. Даже мнение опытных людей, государственных инспекторов в том числе не учитывается. Бывает, что ключевые места вообще не закрываются. От незнания это происходит или по какой-то другой причине, не знаем, но то, что рыба нормально не охраняется, это факт, – говорят специалисты АБТУРа.

Другой вопрос – вечная перетасовка инспекторов. Никто не знает, зачем и почему,  но людей на важных нерестовых постах то и дело меняют. Их, словно карты в колоде, перетасовывают, пересылают с места на место.

Дальше – больше. По словам сотрудников ведомства, сегодня некоторые заядлые браконьеры спокойно вступают в ряды инспекторов рыбоохраны. И тогда от «золотоносных» нерестовых точек их уже не оторвать. Словом, описать все происходящее в ведомстве одной полосы в газете явно не хватит.

При подготовке одной из публикаций отчаявшиеся сотрудники даже попросили нас опубликовать открытое обращение к главе республики, в котором рассказали о том, в какой безвыходной ситуации они оказались, а байкальский эндемик – без должного пригляда.

Можно судить о качестве работы Молокова и по другим фактам и цифрам. Так, только в 2017 году сотрудниками ФСБ было изъято у браконьеров 11 тонн омуля.

– Сколько мы тут работаем, таких объемов изъятой рыбы не было никогда. А сколько нерестовой рыбы уничтожено браконьерами! Это говорит о том, что была плохо организована охрана омуля. А это прямая обязанность наших руководителей – Молокова и Гармаева, – говорят госинспекторы.

«Это нонсенс»

Шокированы карьерным взлетом Молокова и сторонние наблюдатели. Так, председатель ассоциации рыбохозяйственных предприятий Бурятии Сергей Палубис называет все происходящее нонсенсом.

- Как я отношусь к его возможному повышению? Отрицательно, конечно. Он здесь-то ничего не сделал, человек совсем не готовый, совершенно далекий от дела, которым он занимался. Больше в Иркутске жил, чем тут. И никаких улучшений по части охраны рыбы. Старые кадры разогнал, новые не создал. За время его руководства троих привлекли к уголовной ответственности, был закрыт промысел рыбы. Это что, достижения? Но он к этому руку приложил, конечно же. Пост федерального значения давать ему, я считаю, это нонсенс.

По словам Сергея Эдуардовича, на недавнем совещании глава Росрыболовства Илья Шестаков уже представил Виталия Молокова публично.

- Шестаков сказал так: «У нас в центральном аппарате будет руководить рыбоохраной сейчас временно исполняющий обязанности, руководитель этого Управления, мой советник Виталий Молоков».

Дословно будущая должность господина Молокова будет звучать так: «руководитель Управления контроля, надзора и рыбоохраны Федерального агентства по рыболовству». Дело осталось за малым – пройти согласование в надзорных органах. Но, как мы видим, из любой ситуации некоторым людям удается выйти сухими из воды. Вот и здесь подчиненные экс-главы АБТУРа опасаются, что некоторых данных проверяющие «случайно» не заметят. Ведь, по слухам, большие связи, которые есть у господина Молокова, решают многое.

Кстати, на руководящую должность Молокова в 2016 году взяли не сразу. Резюме юного юриста поначалу не устроило вышестоящее начальство. Этот документ есть и у нас. После обучения в вузе Молоков работал один год юрисконсультом в Центре социального обслуживания населения, затем пять лет ходил в помощниках прокурора Иркутской природоохранной прокуратуры. И это все. Понятно, что с такой биографией на большую руководящую должность в АБТУРе он явно не тянул. Однако после первой неудачной попытки последовала другая, вероятно, подкрепленная теми самыми связями, и тогда все сложилось удачно. Для Молокова. Как  и сейчас, когда вновь все звезды и удача на его стороне. Вот только что будет с той отраслью, которой руководят такие работники?

- Мы должны работать как в советское время, чтобы хотя бы половина рыбы могла отнереститься. А сегодня доходит до того, что только 10% рыбы нерестится. Остальное вылавливают. В АБТУРе сейчас почти нет профессионалов, как на руководящих должностях, так и в целом. Сейчас мы находимся на уровне 50-х годов по уровню квалификации. Случайные люди занимают такие важные должности. А потом мы удивляемся, почему сегодня такая ситуация с рыбой, - подытоживает Сергей Палубис.

Василиса Шишкина, «Номер один».
Фото: Вячеслава Горячкина

Все новости

ЗУРХАЙ
с 27 марта по 2 апреля

Читайте также

Народный Хурал изменил выборное законодательство
28 марта состоялась внеочередная сессия Народного Хурала
28.03.2024 в 16:45
В Улан-Удэ отменили всенародные выборы мэра
Соответствующие изменения в законодательство внес сегодня Хурал Бурятии
28.03.2024 в 12:59
Залуушуулай палата ажалаа эхилбэ
Буряад Уласай Арадай Хуралай дэргэдэхи залуушуулай палатын түрүүшын сесси мүнөөдэр үнгэрбэ
27.03.2024 в 14:39
Многодетный отец из Бурятии погиб в Украине
Он был на фронте оператором-наводчиком
26.03.2024 в 11:26
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.