Экономика и бизнес
26.12.2024 в 06:00
Итоги экономики в Бурятии: будет хорошо, но завтра
Республика весь 2024 год держалась за надежды на будущие проекты
Текст: Станислав Сергеев
На самом деле не все так плохо. Если говорить об итогах 2024 года с точки зрения экономики, то никаких по-настоящему серьезных провалов не произошло. Да, есть тянущиеся проблемы, которые сейчас особенно обострились. Но есть и победы. В общем, год оказался нейтральным, с легким оттенком бодрящего оптимизма. Ведь весь год нам рассказывали, как будет здорово лет через пять, а может, и через десять.
Налоги – завтра
В части промышленности все, как и прежде: авиазавод, Приборка и иже с ними круглосуточно работают на гособоронзаказ. Загруженность заводов заказами впечатляет, но вместе с тем и огорчает: ведь это производство, во-первых, для военных целей (а это высокие требования и большие риски снятия целых партий товара из-за сотой доли миллиметра отклонения от техзадания). Во-вторых, это работа на внутренний рынок. Тот же авиазавод гораздо лучше себя чувствовал в финансовом плане, когда заказы были иностранные – за валюту. В 2014 году, когда большинство отраслей грустили из-за санкций, авиазавод был в шоколаде, ведь он получил оплату за экспортные вертолеты в долларах, а эта валюта тогда подорожала аж в два раза.
Если говорить о добывающей промышленности, то здесь главным событием стал запуск ГОКа «Озерный». Миллиарды инвестиций, хорошие запасы сырья обещают экономике Бурятии хороший толчок. Кто-то даже говорит о появлении в республике нового промышленного флагмана наравне с авиазаводом. Впрочем, чтобы насладиться прелестями налоговых поступлений от вышедшего на полную мощность производства, нужно подождать. Поэтому, как мы уже и сказали, все позитивное – завтра.
Энергобезопасность – завтра
То же касается и энергетики. В условном завтра будут модернизированы электросети на Левом Берегу в Улан-Удэ, а послезавтра - и другие части столицы Бурятии, где сети особенно обветшали.
Власти Бурятии и Улан-Удэ уверяют: деньги на модернизацию железно поступят из федерального бюджета, ведь ее «запихнули» в программу «Чистый воздух». Мол, чтобы перевести частные дома (которые загрязняют атмосферу зимними выбросами) на электроотопление, нужны электросети, которые выдержат нагрузку. А таковых у нас мало, разве что на элитной Верхней Березовке.
Еще одно завтра - это долгожданная достройка ТЭЦ-2. Вкратце вспомним историю: в советское время ТЭЦ-2 задумывалась как масштабная полноценная теплоэлектроцентраль. Но позже эти планы постигла неудача. Сейчас удалось включить ТЭЦ-2 в мастер-план развития Улан-Удэ. Власти уверяют, что новое оборудование производят прямо сейчас на одном из российских заводов. А когда его привезут и установят, энергобезопасность столицы вырастет.
Новый центр – завтра
Но самое масштабное завтра - это реновация центра Улан-Удэ в рамках мастер-плана. Вместо старых бараков нам обещают новейший современный жилой квартал с зелеными зонами, новым зданием Национального музея, театра «Байкал», межвузовским кампусом международного уровня и красавицей-набережной.
В 2024 году, впрочем, бодрыми темпами шла подготовка к будущей застройке. Самое удивительное – это переселение жителей из старых домов, которые отправятся под снос. Удивительно здесь то, что обычно подобные выселения сопровождаются скандалами, упирающимися бабушками, дедушкой с ружьем, отгоняющим приставов и прочими скандалами. В нашем случае переселение прошло, на удивление, тихо.
Еще один показатель серьезности намерений – это перекопанный вдоль и поперек центр. Власти основательно подошли к вопросу и начали тянуть более мощные коммуникации, чтобы обеспечить будущие кварталы теплом, водой, канализацией и так далее.
Третий мост – завтра
Разочарование года – это третий мост через Уду. Главное разочарование в том, что в этом году мост так и не открыли. Тем не менее мы считаем, что название «Талан» (в переводе – удача), которое выбрали жители голосованием, мосту подходит. Ведь удача (читай – финансирование) не отвернулась от него. На третий мост в 2025 году из федерального бюджета добавят более 2 млрд рублей.
Началось строительство, напомним, весной 2020 года. В 2024 году его планировали открыть. И даже оптимистично намекали, что, возможно, сдадим и пораньше. Но сейчас открыть мост обещают лишь в конце 2026 года. Как говорил зампред правительства Евгений Луковников, мост готов на 60%.
«Остается основное - пройти под железной дорогой, то есть тоннелем, сформировать его, и основные объекты, которые входят в транспортный переход, будут завершены. Это не просто мост, а большое количество инженерных сооружений, включая мост, тоннель, два путепровода, пешеходный мост, развязки. То есть, строя один объект, мы получаем хорошую реконструкцию транспортной системы, которая будет связывать два района Улан-Удэ», - говорил зампред.
Работники – завтра
Все крупные стройки, заводы, добывающие производства и так далее в Бурятии объединяет одно - кадровый голод. Людей не хватает буквально везде, и это огромный тормоз для развития региона.
Почему же так вышло? Во-первых, миграция. Люди уезжают из Бурятии, хотя эта тенденция характерна для всего Дальнего Востока. Такие программы, как «Дальневосточная ипотека» и «Дальневосточный гектар» сумели несколько сдержать отток, но не остановили его.
Во-вторых, на кадровой ситуации сказывается демографическая яма 90-х. Тогда, в силу понятных причин, рожали мало, а те, кто все-таки появлялся на свет, далеко не всегда доживали до среднего возраста. Поэтому поколение, которое должно было сейчас встать за станки, как говорится, «потеряно».
Попытки исправить ситуацию власти, конечно, предпринимают. Но против природы не попрешь. Остается сидеть и ждать, когда подрастет поколение материнского капитала.
Улететь из Бурятии – сегодня
К слову, о миграции. В Улан-Удэ в этом году произошло еще одно долгожданное открытие – запустили новый терминал аэропорта «Байкал». Первыми его посетителями стали пассажиры рейса «Иркутск - Улан-Удэ».
Терминал рассчитан на поток до 400 человек в час. Площадь - 6,629 тыс. квадратных метров. Пиковая пропускная способность - 400 пассажиров в час. Объем финансирования - 3,65 млрд рублей.
Расширяется и география полетов. В этом году открыты три новых рейса: в Сочи, Горноалтайск и Казань.
Трезвость – завтра
Тех же, кто остался в Бурятии и не стал пользоваться услугами авиалиний, власти постараются оградить от употребления спиртного. В частности, речь идет о новых временных ограничениях и о запрете так любимых алкашами «Бристоля» и «Красного и Белого». Вот что говорил о борьбе с зеленым змием Алексей Цыденов на недавней пресс-конференции.
«Алкоголизм – системная проблема, поэтому вопрос не только в законе, а в его исполнении. У нас и сейчас после девяти вечера нельзя продавать алкоголь. Но мы знаем, что во многих магазинах вообще нет ограничений. Будем усиливать контроль. Алкоголь - одна из основных причин снижения показателей по здоровью, да и по всем остальным показателям, - подчеркнул глава Бурятии.
Если же смотреть на это с точки зрения экономики, то есть вероятность, что произойдет окончательное убийство маленьких магазинчиков шаговой доступности.
В общем, жителям Бурятии придется потихонечку трезветь. Но опять же – завтра. А пока ждем и надеемся на прекрасное далеко.
Налоги – завтра
В части промышленности все, как и прежде: авиазавод, Приборка и иже с ними круглосуточно работают на гособоронзаказ. Загруженность заводов заказами впечатляет, но вместе с тем и огорчает: ведь это производство, во-первых, для военных целей (а это высокие требования и большие риски снятия целых партий товара из-за сотой доли миллиметра отклонения от техзадания). Во-вторых, это работа на внутренний рынок. Тот же авиазавод гораздо лучше себя чувствовал в финансовом плане, когда заказы были иностранные – за валюту. В 2014 году, когда большинство отраслей грустили из-за санкций, авиазавод был в шоколаде, ведь он получил оплату за экспортные вертолеты в долларах, а эта валюта тогда подорожала аж в два раза.
Если говорить о добывающей промышленности, то здесь главным событием стал запуск ГОКа «Озерный». Миллиарды инвестиций, хорошие запасы сырья обещают экономике Бурятии хороший толчок. Кто-то даже говорит о появлении в республике нового промышленного флагмана наравне с авиазаводом. Впрочем, чтобы насладиться прелестями налоговых поступлений от вышедшего на полную мощность производства, нужно подождать. Поэтому, как мы уже и сказали, все позитивное – завтра.
Энергобезопасность – завтра
То же касается и энергетики. В условном завтра будут модернизированы электросети на Левом Берегу в Улан-Удэ, а послезавтра - и другие части столицы Бурятии, где сети особенно обветшали.
Власти Бурятии и Улан-Удэ уверяют: деньги на модернизацию железно поступят из федерального бюджета, ведь ее «запихнули» в программу «Чистый воздух». Мол, чтобы перевести частные дома (которые загрязняют атмосферу зимними выбросами) на электроотопление, нужны электросети, которые выдержат нагрузку. А таковых у нас мало, разве что на элитной Верхней Березовке.
Еще одно завтра - это долгожданная достройка ТЭЦ-2. Вкратце вспомним историю: в советское время ТЭЦ-2 задумывалась как масштабная полноценная теплоэлектроцентраль. Но позже эти планы постигла неудача. Сейчас удалось включить ТЭЦ-2 в мастер-план развития Улан-Удэ. Власти уверяют, что новое оборудование производят прямо сейчас на одном из российских заводов. А когда его привезут и установят, энергобезопасность столицы вырастет.
Новый центр – завтра
Но самое масштабное завтра - это реновация центра Улан-Удэ в рамках мастер-плана. Вместо старых бараков нам обещают новейший современный жилой квартал с зелеными зонами, новым зданием Национального музея, театра «Байкал», межвузовским кампусом международного уровня и красавицей-набережной.
В 2024 году, впрочем, бодрыми темпами шла подготовка к будущей застройке. Самое удивительное – это переселение жителей из старых домов, которые отправятся под снос. Удивительно здесь то, что обычно подобные выселения сопровождаются скандалами, упирающимися бабушками, дедушкой с ружьем, отгоняющим приставов и прочими скандалами. В нашем случае переселение прошло, на удивление, тихо.
Еще один показатель серьезности намерений – это перекопанный вдоль и поперек центр. Власти основательно подошли к вопросу и начали тянуть более мощные коммуникации, чтобы обеспечить будущие кварталы теплом, водой, канализацией и так далее.
Третий мост – завтра
Разочарование года – это третий мост через Уду. Главное разочарование в том, что в этом году мост так и не открыли. Тем не менее мы считаем, что название «Талан» (в переводе – удача), которое выбрали жители голосованием, мосту подходит. Ведь удача (читай – финансирование) не отвернулась от него. На третий мост в 2025 году из федерального бюджета добавят более 2 млрд рублей.
Началось строительство, напомним, весной 2020 года. В 2024 году его планировали открыть. И даже оптимистично намекали, что, возможно, сдадим и пораньше. Но сейчас открыть мост обещают лишь в конце 2026 года. Как говорил зампред правительства Евгений Луковников, мост готов на 60%.
«Остается основное - пройти под железной дорогой, то есть тоннелем, сформировать его, и основные объекты, которые входят в транспортный переход, будут завершены. Это не просто мост, а большое количество инженерных сооружений, включая мост, тоннель, два путепровода, пешеходный мост, развязки. То есть, строя один объект, мы получаем хорошую реконструкцию транспортной системы, которая будет связывать два района Улан-Удэ», - говорил зампред.
Работники – завтра
Все крупные стройки, заводы, добывающие производства и так далее в Бурятии объединяет одно - кадровый голод. Людей не хватает буквально везде, и это огромный тормоз для развития региона.
Почему же так вышло? Во-первых, миграция. Люди уезжают из Бурятии, хотя эта тенденция характерна для всего Дальнего Востока. Такие программы, как «Дальневосточная ипотека» и «Дальневосточный гектар» сумели несколько сдержать отток, но не остановили его.
Во-вторых, на кадровой ситуации сказывается демографическая яма 90-х. Тогда, в силу понятных причин, рожали мало, а те, кто все-таки появлялся на свет, далеко не всегда доживали до среднего возраста. Поэтому поколение, которое должно было сейчас встать за станки, как говорится, «потеряно».
Попытки исправить ситуацию власти, конечно, предпринимают. Но против природы не попрешь. Остается сидеть и ждать, когда подрастет поколение материнского капитала.
Улететь из Бурятии – сегодня
К слову, о миграции. В Улан-Удэ в этом году произошло еще одно долгожданное открытие – запустили новый терминал аэропорта «Байкал». Первыми его посетителями стали пассажиры рейса «Иркутск - Улан-Удэ».
Терминал рассчитан на поток до 400 человек в час. Площадь - 6,629 тыс. квадратных метров. Пиковая пропускная способность - 400 пассажиров в час. Объем финансирования - 3,65 млрд рублей.
Расширяется и география полетов. В этом году открыты три новых рейса: в Сочи, Горноалтайск и Казань.
Трезвость – завтра
Тех же, кто остался в Бурятии и не стал пользоваться услугами авиалиний, власти постараются оградить от употребления спиртного. В частности, речь идет о новых временных ограничениях и о запрете так любимых алкашами «Бристоля» и «Красного и Белого». Вот что говорил о борьбе с зеленым змием Алексей Цыденов на недавней пресс-конференции.
«Алкоголизм – системная проблема, поэтому вопрос не только в законе, а в его исполнении. У нас и сейчас после девяти вечера нельзя продавать алкоголь. Но мы знаем, что во многих магазинах вообще нет ограничений. Будем усиливать контроль. Алкоголь - одна из основных причин снижения показателей по здоровью, да и по всем остальным показателям, - подчеркнул глава Бурятии.
Если же смотреть на это с точки зрения экономики, то есть вероятность, что произойдет окончательное убийство маленьких магазинчиков шаговой доступности.
В общем, жителям Бурятии придется потихонечку трезветь. Но опять же – завтра. А пока ждем и надеемся на прекрасное далеко.
Теги
Экономика