26.04.2019
Водка, пелядь и икра: на что тратит прибыль руководство авиазавода в Улан-Удэ
«Номер один» проанализировал закупки промышленного гиганта Бурятии

Улан-Удэнский авиазавод считается флагманом бурятской промышленности. По данным, на конец 2017 года его выручка составила 23 млрд рублей, а чистая прибыль – почти 2,5 млрд рублей. Как распоряжается этими деньгами наше предприятие? За ответом мы обратились к сайту госзакупок, где авиазавод размещает все свои более-менее крупные заказы. И нашли немало любопытных вещей.

Икра, буузы и брусника

Начнем со свеженького. Буквально недавно, 16 апреля, на сайте госзакупок появилось объявление о том, что авиазавод закупает услугу по питанию делегаций. Тех, кто приедет с экскурсией (либо с другими целями) на завод, накормят – внимание – на 18 млн рублей.

Чем же таким будут кормить гостей на эти деньги? Давайте заглянем в техзадание закупки. В оном расписаны меню для разных ситуаций. Например, кофе-брейк состоит из нехитрого списка: печенья, булочек, кофе, пирога с лесной ягодой, круассана со сгущенкой, конфет, чая, молока, кофе, воды. Меню официального обеда выглядит чуть внушительнее: сагудай из пеляди, салат, рулет из пеляди, стейк из телятины с картофелем, десерт и прочее.

А вот ВИП-меню уже внушает уважение. Здесь и рыбная нарезка, в состав коей входит запрещенный к вылову омуль, а также элитная семга. Это и канапе из сыра бри, и тарталетки с икрой и креветками в сливочном соусе. Из горячего – шулен, шашлык, люля-кебаб, буузы и стейк из семги с картофелем отварным и соусом «рамулат». Кроме прочего, ВИП-гостей будут кормить сибирским десертом с брусникой, медом и кедровыми орехами. Видимо, заводчане решили удивлять приезжих местным колоритом.

Это далеко не полный перечень блюд, многие из которых очень недешевы, однако сумма в 18 млн все-таки вызывает недоумение. Ну не стоят кедровые орешки и семга таких денег. Хотя, возможно, их растянут на долгий промежуток времени.

Водители в костюмах

Идем дальше. Гостеприимство авиазавода не ограничивается вкусной едой. Предприятие любезно предоставляет своим гостям и проживание в гостиницах. Начальная цена закупки на размещение – 3,8 млн. Среди требований, указанных в техзадании, значится статус гостиницы не ниже трех звезд.

«Гостиница должна располагаться в деловом и культурном центре города. В шаговой доступности от гостиницы должны находиться здания администрации Республики Бурятия, торговые центры, театры и музеи. Удобная транспортная развязка», говорится в документе.

Обязательное условие – консьерж, который обязан покупать гостям билеты в театр и кино, заказывать столики в ресторанах, резервировать места на прием к врачам, знать все о достопримечательностях, работе музеев, выставок, магазинов, международного, междугороднего и внутреннего транспорта. Также в список его обязанностей входит размытая формулировка: «выполнение сугубо личных поручений клиентов».

Отдельным лотом идет размещение иностранцев в московских и питерских гостиницах. Цена примерно та же – 3,7 млн рублей. Здесь список требований гораздо шире: встреча, сопровождение, расселение, консультирование, питание (в ресторанах со средним чеком не менее 2500 рублей). Здесь же  «организация культурной программы по самым популярным местам городов Москвы и Санкт-Петербурга, в частности: Кремль, музеи Московского Кремля, Большой театр, Третьяковская галерея, Петергоф, Эрмитаж и прочее», говорится в техзадании. Перевозить гостей нужно на автомобилях представительского класса.

Не забыли руководители завода и про себя. Цена лота на «Оказание услуг по организации деловых поездок для работников АО «У-УАЗ» (гостиницы и т. д)» гораздо внушительнее – 45 млн рублей.

Требования здесь примерно те же: размещение в гостиницах не ниже трех звезд, питание, сопровождение, транспортное обслуживание. «Форма одежды водителей транспортных средств должна соответствовать деловому стилю, для VIP-авто водители должны быть одеты в костюм», эта выдержка из техзадания весьма красноречиво говорит о требуемом уровне оказываемых услуг.

Приятные мелочи

Умеют на авиазаводе и веселиться. В скромный миллион рублей обошлось в прошлом году празднование Дня воздушного флота. Его поделили на два этапа. Первый – для избранных (580 человек). Второй – массовый (4000 человек). На территории празднования, согласно техзаданию, должны были работать центр робототехники, ростовые куклы, аквагрим, передвижной планетарий, зоны дополнительной реальности, 3D-визуализация, батуты, детские аниматоры с призами (не менее трех точек), фотозоны с авиационной тематикой, зоны моментального фото.

На празднике должны работать профессиональный ведущий, творческие коллективы, театры песни и танца (не менее 6 человек), шоу-балет (не менее 3 человек), эстрадный исполнитель, имеющий звание не ниже народного артиста Республики Бурятия, музыкальные группы, cover-группы и другие. На приглашенную звезду федерального масштаба руководство завода, видимо, решило не раскошеливаться.

В суровые будни радовать глаз заводчан должны перекидные календари. За 1,6 млн их решили напечатать в количестве 1100 штук. И здесь же, на всякий случай, рекламные листовки в объеме 900 штук.

Также к приятным мелочам можно отнести сувениры, на которые авиазавод готов потратить 6,7 млн рублей. В списке, к примеру, присутствует подарочный набор, состоящий из фонарика, ножа, зубочистки, пилки для ногтей с отверткой и пинцета. Также завод заказывает флешки, папки для документов, беспроводные наушники, портфели, внешние аккумуляторы, светильники, портативные колонки, наборы для чистки обуви, ветровки, зонты, стаканы с подсветкой и многое другое. Все это  с символикой авиазавода.

Отдельным лотом идет закупка флешек в форме вертолета. Начальная цена – полтора миллиона рублей. Накопители должны быть в двух вариациях: в виде вертолета Ми-171А2 (тысяча штук) и в виде вертолета Ми-8АМТШ-ВН (500 штук). Оба выпускаются на авиазаводе.


Зачем заводским барахольщикам вся эта груда бесполезных, с точки зрения производственного предприятия, гаджетов – неизвестно.

Спирт класса «люкс»

Есть среди авиазаводских закупок и весьма любопытные. Например, в апреле этого года предприятие разместило лот на покупку «спирта этилового из пищевого сырья». Сорт – «люкс». Сайт госзакупок классифицирует этот вид продукции как «Водка с защищенным наименованием места происхождения». Цена вопроса – 1,5 млн рублей.

Другая любопытная закупка – «Именная выписка четырехслойная по заработной плате (расчетный лист) 210 мм х 8» в количестве 82 тысячи штук. Цена почему-то указана не в российской валюте: 10 тыс. евро. Что это за «выписки», зачем они нужны и почему их покупают за евро – непонятно.

Не меньше вопросов вызывает и следующий лот: «Оказание услуг по предоставлению труда работников (аутстаффинг)». Аутстаффинг – это вывод работников в другую компанию. То есть сотрудники продолжат фактически работать на авиазаводе, но формально будут числиться в другой фирме. И эта фирма будет вести на них бухгалтерию, отвечать по трудовым спорам и пр.

Возможно, это связано с давним конфликтом авиазавода и трудовой инспекции. Леонид Белых несколько лет назад публично обвинял руководителя этого ведомства в чрезмерном давлении на завод: постоянные проверки, предписания и так далее. Теперь все претензии относительно работников, попавших под аутстаффинг, будут проходить мимо авиазавода.

По доброте душевной

Но самыми интересными, на наш взгляд, являются закупки по названием «Оказание спонсорской помощи».

Фактически, это не совсем торги. На них никто не заявлялся, за право получения спонсорской помощи никто не сражался, все было определено заранее.

Вопросы вызывают суммы и их получатели. В нескольких подобных закупках получатели вообще не названы. В некоторых их все же указали.

Так, в марте этого года наш авиазавод пожертвовал 10 млн рублей фонду известной гимнастки Светланы Хоркиной на проведение юношеских соревнований по спортивной гимнастике в Белгороде. Взамен фонд должен был разместить рекламные щиты – нет, не авиазавода, а холдинга «Вертолеты России», в состав которого входит наше предприятие.

Еще 14 млн авиазавод пожертвовал на проведение Пятой Всероссийской недели охраны труда в Сочи. Это мероприятие, проводимое при поддержке правительства страны.

«В рамках ВНОТ пройдут: X Международная выставка по промышленной безопасности и охране труда, выставка детского рисунка «Охрана труда глазами детей», фестиваль ГТО среди трудовых коллективов. Также на площадке Недели будет организовано бесплатное анонимное тестирование на ВИЧ-инфекцию с до и после тестовым консультированием участников», пишет на своем сайте Минтруд России.

Еще 7,5 млн спонсорской помощи ушли на неназванные цели в ООО «РВС-Холдинг». Это частная компания, основной вид деятельности которой - консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.

Со стороны подобные пожертвования выглядят весьма странно. Почему именно Белгород? Разве стоит проведение правительственного мероприятия 14 млн? И на какие цели потратили 7,5 млн руководители ООО «РВС-Холдинг»?

Справедливости ради стоит сказать, что авиазавод помогает и Бурятии. Время от времени проводятся различные благотворительные акции, дети сотрудников отдыхают за счет предприятия на Байкале и т.д. Но это не отменяет того факта, что промышленный флагман Бурятии выбрасывает сотни миллионов рублей на весьма сомнительные цели.

Станислав Сергеев, «Номер один»
Фото: pixabay.com
^